Группа молодых ученых Инжинирингового центра Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г.Ф. Морозова разработала углеродный калькулятор, который позволяет измерить и оценить углеродный след человека, а затем сравнить полученные результаты с результатами процессов, влияющих на стабилизацию углеродного баланса.
Как это выглядит на практике? В процессе работы программа выводит на экран компьютера уточняющие вопросы, которые корректируют итоговые данные, и выдает результат на основе привычек и повседневной профессиональной деятельности человека.
Калькулятор состоит из пяти взаимосвязанных блоков, в которых содержатся вопросы, направленные на выявление негативного влияния пользователя. В процессе подсчета учитываются как прямые выбросы, так и косвенные, связанные с деятельностью респондента. Результат выражается в тоннах CO2. Специфика калькулятора в том, что он создан для расчета углеродного следа студентов и работников вузов.
Для примера ученые провели анализ команды вуза и посчитали карбоновый след ректора университета Михаила Драпалюка, преподавателей и студентов. В оценках карбонового следа профессорско-преподавательского состава ректор занимает устойчивую середину с показателем в 1,8 т CO2 в год. Это объясняется здоровым питанием, привычкой передвигаться пешком и заниматься спортом. Максимальный карбоновый след оказался у преподавателей автомобильного факультета ― от 3,4 до 7,8 т в год, что превышает средний уровень по университету в 2 и более раз.
Углеродный след студентов университетского кампуса ВЛГТУ сравнительно невысок и составляет от 0,8 до 0,98 тонны в год на одного обучающегося. Такая разница объясняется привычками, образом жизни и даже курсом обучения. Примечательно, что первокурсники имеют более низкий уровень высвобождения CO2 в год по сравнению со студентами магистратуры или аспирантами.
Если сравнивать этот показатель студентов с показателем их зарубежных коллег, то он на 37% ниже, чем, например, у студентов французского технического университета Centrale Nantes, проводивших аналогичное исследование.