Найти тему
Евгений Орехов

Отмена техосмотра:как и когда это случится

Будущее техосмотра окончательно определено. После попыток оптими­зировать процесс выдачи диагно­стических карт и вывести бизнес из «серой» зоны в правитель­стве приняли решение отменить обязатель­ное прохождение техосмотра для частных авто­мобилей. Правда, с некоторыми нюансами.

Законопроект разработала партия «Единая Россия» — идею уже одобрила правитель­ственная комиссия по обеспечению безопас­ности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин. Как заявил секретарь Генсовета «Единой России», первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, законо­проект доработают, внесут в Госдуму и оперативно примут в новом созыве. То есть предложение об отмене обязатель­ного техосмотра станет одним из первых, которое депутаты рассмотрят после выборов 17–19 сентября.

Что же в итоге будет с техосмотром — его отменят?

Да, техосмотр для всех автомобилей, которые принадлежат частным владельцам, перестанет быть обязатель­ным. Но есть исключение: его нужно будет проходить при смене владельца. И только в случае, если авто­мобиль или мотоцикл старше четырёх лет. Для остальных процедуру предложено перевести на добро­вольную основу. Коммерче­ского транспорта нововведение не коснётся.

Получается, что если автовладелец всю жизнь ездит на одной машине и продавать её не собирается, то ему можно будет вообще не заезжать на пункты технического осмотра. Если собственник продаст машину возрастом два или три года, на техосмотр её везти также не понадобится. И только когда автомобилю исполнится четыре и более лет, то при продаже и пере­оформлении на нового владельца придётся получать диагностическую карту.

Пока в правительстве не объяснили, кому именно придётся выполнять эту процедуру — продавцу или покупателю. Скорее всего, это бремя ляжет именно на нового владельца: логично сделать такой документ обязатель­ным при постановке на учёт в ГИБДД и пере­регистрации на нового владельца.

Материал по теме: Экономим на регистрации автомобиля в ГИБДД

Сначала ужесточили техосмотр, а теперь отменили вовсе. Где логика?

Весной этого года и автомобилисты, и владельцы станций техобслужи­вания готовились к совер­шенно другому развитию событий — ужесточению техосмотра. Чтобы проконтроли­ровать обязательный заезд авто­мобиля на проверку, ввели обязательную фото­фиксацию и до начала процедуры, и после. Интервал между снимками установили в 30 минут, чтобы заезд не оказался номинальным.

Пунктам техосмотра не пришлось закупать фото­аппараты — достаточно было иметь специальное приложение для мобиль­ного телефона с привязкой по GPS. А вот электронные подписи, которыми нужно заверять диагно­стические карты, оформлять понадобилось на каждого сотрудника. Как рассказали коррес­понденту журнала Авто.ру владельцы нескольких ПТО, за каждую подпись пришлось заплатить по 1,5–2 тысячи рублей. Собранные по автомо­билям данные операторы стали вносить в базу МВД ЕАИС ТО. Однако накануне запуска реформы премьер-министр Михаил Мишустин распорядился дать полугодовую отсрочку на прохождение техосмотра для авто­мобилей, срок диагно­стических карт у которых истекал в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года.

Следом о планах МВД вообще сделать техосмотр добровольным заявил глава Госавто­инспекции Михаил Черников. В своём обращении глава ГИБДД объяснил, что в соответ­ствии с ПДД каждый авто­владелец и так обязан следить за техническим состоянием своей машины, проверять её перед выездом и обеспечивать исправ­ность в пути. При этом обязатель­ства России на между­народном уровне в рамках Венской конвенции предписывают обязатель­ное прохождение техосмотра только для автобусов и грузовых автомобилей массой свыше 3,5 тонн, а также прицепов. Но для того, чтобы водители всё-таки приезжали на техосмотр добровольно, Черников предложил страховым компаниям делать им скидку на ОСАГО, а также снизить для них транспортный налог.

Далее в Минтрансе подготовили законопроект о снижении количества операций при прохож­дении диагно­стики, что должно было облегчить нагрузку на пункты техосмотра. Однако экономия, по оценкам владельцев пунктов, оказалась бы сомнительной: из 23 сокращённых пунктов 12 относятся к проверке спец­транспорта, часть — к проверке грузовиков. И время на проверку легковых авто­мобилей практически не изменится.

К этому моменту большинство пунктов техосмотра уже вложились в обновление своих мощностей — это было необходимо, чтобы без штрафов и санкций продолжить работу с 1 марта 2021 года. Хотя секретарь Генсовета «Единой России», критикуя систему техосмотра, этого явно не учитывал. «Действующие правила проведения техосмотра уже морально устарели, они были приняты в 1994 году. Все процедуры превратились в банальную формаль­ность. И многие это воспринимают как дополни­тельный налог или даже оброк при оформлении полиса ОСАГО», — утверждал Турчак.

Материал по теме: Отказ в полисе ОСАГО: почему это незаконно и как действовать водителю

Что теперь со штрафами, которые должны выписывать камеры?

Штраф за отсутствие техосмотра пока никто не отменял — с 1 марта 2022 года он составит 2 тысячи рублей. Вот только применять его можно будет лишь к коммер­ческому транспорту, грузовикам и автобусам. Легковые машины частников штрафовать окажется не за что.

Штрафы должны будут выписывать автоматически при помощи камер — но не чаще чем раз в сутки. И произ­водители камер неоднократно заявляли, что реализовать этот функци­онал очень просто. Даже дополни­тельных инвестиций в закупку камер не потребо­валось: их достаточно было дообучить, дополнив список операций процедурой сверки с базой МВД и данными по пройденному техосмотру. В случае отмены техосмотра этот функционал точно так же можно использовать для автомати­ческих проверок коммерческого транспорта.

Материал по теме: В России ввели новый знак. Как ездить с 1 сентября

Что будет с новыми и обновлёнными пунктами техосмотра?

Для операторов технического осмотра эти новости стали настоящей ката­строфой, утверждает вице-президент Националь­ного автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Эксперт говорит, что предприни­мателей обязали вложиться в развитие бизнеса, пообещав востребо­ванность этой процедуры, но накануне запуска, уже после всех проведённых инвестиций, всё отменили.

«Получается, что своими действиями государ­ство расписалось под невозмож­ностью провести реформу техосмотра и проконтроли­ровать соблюдение правил. Подавляющей части населения техосмотр будет не нужен. При этом большинство пунктов техосмотра закроется. И куда ехать водителям при смене собственника — непонятно», — заявил Журналу Авто.ру Шапарин.

Также представитель НАС указал на то, что и у коммерче­ского транспорта при посещении техосмотра могут возникнуть сложности, так как пунктов останется совсем немного. «Мы столкнёмся с тем, что автобусам, грузовикам, авто­мобилям такси просто негде будет проходить техосмотр в собственных городах. Владельцам придётся ездить в другие регионы или искать обходные пути», — отметил Шапарин.

Эксперт привёл статистику, согласно которой количество пунктов техосмотра начало сокращаться уже сейчас. Так, 20 мая 2021 года их было 5533. А к 1 июня 2021‑го осталось 5019 штук. При этом в полную силу, по данным Шапарина, работает не более двух третей — остальные либо приостано­вили свою деятель­ность, либо завершили её. Также Шапарин напомнил, что, по данным МВД, в год по причине неисправности в авто­мобилях погибает более 1200 человек, но эта цифра явно ниже реальной — не вся информация о проблемах с автомобилем, по мнению Шапарина, попадает в итоговую статистику ДТП.

В свою очередь, председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов в беседе с Журналом Авто.Ру рассказал, что под реформу техосмотра предприни­матели открыли примерно 500–600 новых точек диагностики. По его оценкам, инвестиции в организацию и открытие пункта с нуля составляют 4–5 млн рублей. А уже существующие пункты потребо­вали на модерни­зацию около 1 млн рублей.

«Нам пообещали, что техосмотр сохранится, люди взяли кредиты, открыли точки по всей стране, потому что недостаток наблюдался по всем регионам. Можно сказать, что все операторы, которые заработали с октября 2020 года по февраль 2021 года, как раз открылись под эту реформу и инвестировали в этот бизнес. Все ждали сначала 1 марта 2021 года, потом 1 октября, когда автомо­билисты, наконец, к ним поедут. В итоге люди потеряли сотни миллионов рублей», — поделился аналитикой Бурдюгов.

По оценке участников рынка, до 80–85% потока на пунктах техосмотра составляли частные авто­мобили. Поэтому сделать бизнес прибыльным на обслужи­вании одного только коммер­ческого транспорта, то есть автобусов, грузовиков и такси, у них просто не получится.

«В Москве стоимость техосмотра для автобуса — 1560 рублей. На эту процедуру выделено 60 минут, при том что стоимость нормо-часа на обычных СТО — около 4500–5000 рублей. Даже если повысить тарифы в разы, всё равно большинство пунктов закроется и останется 5–8 процентов. Стоимость вырастет, пере­возчики начнут налаживать коррупци­онные связи с ГИБДД. Ведь у нас сейчас средний возраст грузовиков, по данным «Автостата», 21,2 года, автобусов — 16,5 лет, и 85% этой техники не проходит техосмотр с первого раза, исключение составляют только новые. Получается, что систему ждёт коллапс», — предположил Бурдюгов.

Может, техосмотр всё-таки не стоит отменять?

Представитель Союза операторов технического осмотра высказал опасения, что не прошедшие техосмотр водители могут столкнуться с проблемами при выезде за границу, где наличие теста считается обязательным. Также он обратил внимание на несколько между­народных соглашений, которые пред­полагают необходи­мость проведения техосмотра.

«Например, есть Киотский протокол, то есть экологическое соглашение по предотвраще­нию ката­строфи­ческих изменений климата. Россия этот договор ратифи­цировала, мы не можем отменить проверку выбросов», — предупредил Бурдюгов.

Бурдюгов также отметил, что Россия — член Таможенного союза, на территории которого техосмотр обязателен, и изменить действующий регламент из-за России не получится. Эксперт напомнил и про опыт 2011 года, когда в России объявляли мораторий на прохождение техосмотра. Тогда на границах с Финляндией, Латвией и Литвой выстроились очереди из российских автомобилей, которые просто не впускали в Европу. МВД пришлось выдавать путе­шествующим за границу водителям дубликат талона ТО, в котором продлевался действующий техосмотр. Впрочем, сейчас этот вопрос даже не обсуждают — ведь границы фактически закрыты.