Будущее техосмотра окончательно определено. После попыток оптимизировать процесс выдачи диагностических карт и вывести бизнес из «серой» зоны в правительстве приняли решение отменить обязательное прохождение техосмотра для частных автомобилей. Правда, с некоторыми нюансами.
Законопроект разработала партия «Единая Россия» — идею уже одобрила правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин. Как заявил секретарь Генсовета «Единой России», первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, законопроект доработают, внесут в Госдуму и оперативно примут в новом созыве. То есть предложение об отмене обязательного техосмотра станет одним из первых, которое депутаты рассмотрят после выборов 17–19 сентября.
Что же в итоге будет с техосмотром — его отменят?
Да, техосмотр для всех автомобилей, которые принадлежат частным владельцам, перестанет быть обязательным. Но есть исключение: его нужно будет проходить при смене владельца. И только в случае, если автомобиль или мотоцикл старше четырёх лет. Для остальных процедуру предложено перевести на добровольную основу. Коммерческого транспорта нововведение не коснётся.
Получается, что если автовладелец всю жизнь ездит на одной машине и продавать её не собирается, то ему можно будет вообще не заезжать на пункты технического осмотра. Если собственник продаст машину возрастом два или три года, на техосмотр её везти также не понадобится. И только когда автомобилю исполнится четыре и более лет, то при продаже и переоформлении на нового владельца придётся получать диагностическую карту.
Пока в правительстве не объяснили, кому именно придётся выполнять эту процедуру — продавцу или покупателю. Скорее всего, это бремя ляжет именно на нового владельца: логично сделать такой документ обязательным при постановке на учёт в ГИБДД и перерегистрации на нового владельца.
Материал по теме: Экономим на регистрации автомобиля в ГИБДД
Сначала ужесточили техосмотр, а теперь отменили вовсе. Где логика?
Весной этого года и автомобилисты, и владельцы станций техобслуживания готовились к совершенно другому развитию событий — ужесточению техосмотра. Чтобы проконтролировать обязательный заезд автомобиля на проверку, ввели обязательную фотофиксацию и до начала процедуры, и после. Интервал между снимками установили в 30 минут, чтобы заезд не оказался номинальным.
Пунктам техосмотра не пришлось закупать фотоаппараты — достаточно было иметь специальное приложение для мобильного телефона с привязкой по GPS. А вот электронные подписи, которыми нужно заверять диагностические карты, оформлять понадобилось на каждого сотрудника. Как рассказали корреспонденту журнала Авто.ру владельцы нескольких ПТО, за каждую подпись пришлось заплатить по 1,5–2 тысячи рублей. Собранные по автомобилям данные операторы стали вносить в базу МВД ЕАИС ТО. Однако накануне запуска реформы премьер-министр Михаил Мишустин распорядился дать полугодовую отсрочку на прохождение техосмотра для автомобилей, срок диагностических карт у которых истекал в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года.
Следом о планах МВД вообще сделать техосмотр добровольным заявил глава Госавтоинспекции Михаил Черников. В своём обращении глава ГИБДД объяснил, что в соответствии с ПДД каждый автовладелец и так обязан следить за техническим состоянием своей машины, проверять её перед выездом и обеспечивать исправность в пути. При этом обязательства России на международном уровне в рамках Венской конвенции предписывают обязательное прохождение техосмотра только для автобусов и грузовых автомобилей массой свыше 3,5 тонн, а также прицепов. Но для того, чтобы водители всё-таки приезжали на техосмотр добровольно, Черников предложил страховым компаниям делать им скидку на ОСАГО, а также снизить для них транспортный налог.
Далее в Минтрансе подготовили законопроект о снижении количества операций при прохождении диагностики, что должно было облегчить нагрузку на пункты техосмотра. Однако экономия, по оценкам владельцев пунктов, оказалась бы сомнительной: из 23 сокращённых пунктов 12 относятся к проверке спецтранспорта, часть — к проверке грузовиков. И время на проверку легковых автомобилей практически не изменится.
К этому моменту большинство пунктов техосмотра уже вложились в обновление своих мощностей — это было необходимо, чтобы без штрафов и санкций продолжить работу с 1 марта 2021 года. Хотя секретарь Генсовета «Единой России», критикуя систему техосмотра, этого явно не учитывал. «Действующие правила проведения техосмотра уже морально устарели, они были приняты в 1994 году. Все процедуры превратились в банальную формальность. И многие это воспринимают как дополнительный налог или даже оброк при оформлении полиса ОСАГО», — утверждал Турчак.
Материал по теме: Отказ в полисе ОСАГО: почему это незаконно и как действовать водителю
Что теперь со штрафами, которые должны выписывать камеры?
Штраф за отсутствие техосмотра пока никто не отменял — с 1 марта 2022 года он составит 2 тысячи рублей. Вот только применять его можно будет лишь к коммерческому транспорту, грузовикам и автобусам. Легковые машины частников штрафовать окажется не за что.
Штрафы должны будут выписывать автоматически при помощи камер — но не чаще чем раз в сутки. И производители камер неоднократно заявляли, что реализовать этот функционал очень просто. Даже дополнительных инвестиций в закупку камер не потребовалось: их достаточно было дообучить, дополнив список операций процедурой сверки с базой МВД и данными по пройденному техосмотру. В случае отмены техосмотра этот функционал точно так же можно использовать для автоматических проверок коммерческого транспорта.
Материал по теме: В России ввели новый знак. Как ездить с 1 сентября
Что будет с новыми и обновлёнными пунктами техосмотра?
Для операторов технического осмотра эти новости стали настоящей катастрофой, утверждает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Эксперт говорит, что предпринимателей обязали вложиться в развитие бизнеса, пообещав востребованность этой процедуры, но накануне запуска, уже после всех проведённых инвестиций, всё отменили.
«Получается, что своими действиями государство расписалось под невозможностью провести реформу техосмотра и проконтролировать соблюдение правил. Подавляющей части населения техосмотр будет не нужен. При этом большинство пунктов техосмотра закроется. И куда ехать водителям при смене собственника — непонятно», — заявил Журналу Авто.ру Шапарин.
Также представитель НАС указал на то, что и у коммерческого транспорта при посещении техосмотра могут возникнуть сложности, так как пунктов останется совсем немного. «Мы столкнёмся с тем, что автобусам, грузовикам, автомобилям такси просто негде будет проходить техосмотр в собственных городах. Владельцам придётся ездить в другие регионы или искать обходные пути», — отметил Шапарин.
Эксперт привёл статистику, согласно которой количество пунктов техосмотра начало сокращаться уже сейчас. Так, 20 мая 2021 года их было 5533. А к 1 июня 2021‑го осталось 5019 штук. При этом в полную силу, по данным Шапарина, работает не более двух третей — остальные либо приостановили свою деятельность, либо завершили её. Также Шапарин напомнил, что, по данным МВД, в год по причине неисправности в автомобилях погибает более 1200 человек, но эта цифра явно ниже реальной — не вся информация о проблемах с автомобилем, по мнению Шапарина, попадает в итоговую статистику ДТП.
В свою очередь, председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов в беседе с Журналом Авто.Ру рассказал, что под реформу техосмотра предприниматели открыли примерно 500–600 новых точек диагностики. По его оценкам, инвестиции в организацию и открытие пункта с нуля составляют 4–5 млн рублей. А уже существующие пункты потребовали на модернизацию около 1 млн рублей.
«Нам пообещали, что техосмотр сохранится, люди взяли кредиты, открыли точки по всей стране, потому что недостаток наблюдался по всем регионам. Можно сказать, что все операторы, которые заработали с октября 2020 года по февраль 2021 года, как раз открылись под эту реформу и инвестировали в этот бизнес. Все ждали сначала 1 марта 2021 года, потом 1 октября, когда автомобилисты, наконец, к ним поедут. В итоге люди потеряли сотни миллионов рублей», — поделился аналитикой Бурдюгов.
По оценке участников рынка, до 80–85% потока на пунктах техосмотра составляли частные автомобили. Поэтому сделать бизнес прибыльным на обслуживании одного только коммерческого транспорта, то есть автобусов, грузовиков и такси, у них просто не получится.
«В Москве стоимость техосмотра для автобуса — 1560 рублей. На эту процедуру выделено 60 минут, при том что стоимость нормо-часа на обычных СТО — около 4500–5000 рублей. Даже если повысить тарифы в разы, всё равно большинство пунктов закроется и останется 5–8 процентов. Стоимость вырастет, перевозчики начнут налаживать коррупционные связи с ГИБДД. Ведь у нас сейчас средний возраст грузовиков, по данным «Автостата», 21,2 года, автобусов — 16,5 лет, и 85% этой техники не проходит техосмотр с первого раза, исключение составляют только новые. Получается, что систему ждёт коллапс», — предположил Бурдюгов.
Может, техосмотр всё-таки не стоит отменять?
Представитель Союза операторов технического осмотра высказал опасения, что не прошедшие техосмотр водители могут столкнуться с проблемами при выезде за границу, где наличие теста считается обязательным. Также он обратил внимание на несколько международных соглашений, которые предполагают необходимость проведения техосмотра.
«Например, есть Киотский протокол, то есть экологическое соглашение по предотвращению катастрофических изменений климата. Россия этот договор ратифицировала, мы не можем отменить проверку выбросов», — предупредил Бурдюгов.
Бурдюгов также отметил, что Россия — член Таможенного союза, на территории которого техосмотр обязателен, и изменить действующий регламент из-за России не получится. Эксперт напомнил и про опыт 2011 года, когда в России объявляли мораторий на прохождение техосмотра. Тогда на границах с Финляндией, Латвией и Литвой выстроились очереди из российских автомобилей, которые просто не впускали в Европу. МВД пришлось выдавать путешествующим за границу водителям дубликат талона ТО, в котором продлевался действующий техосмотр. Впрочем, сейчас этот вопрос даже не обсуждают — ведь границы фактически закрыты.