Найти тему
Справедливая Тверь

Как будут распределяться должности и депутатские мандаты по результатам выборов? На что вообще влияют наши голоса?

До выборов 2021 года остаются считанные дни, и мне кажется важным подробно пояснить, как именно наши голоса будут влиять на их результаты. Вопреки распространённому мнению, итоговое распределение должностей и депутатских мандатов не является строго пропорциональным количеству отданных голосов. Сделано это, разумеется, в целях обеспечить наибольшее преимущество именно тем, кто нам подобные законы навязал.

Совпадение? Не думаю! ©

Разбирать буду, как всегда, на примере родной области, но в целом по стране отличия вряд ли будут значительными.

Часть 1. Выборы Губернатора Тверской области

Самая простая часть. Должность одна, распределять нечего, либо победа – либо поражение.

Для избрания в первом туре кандидату необходимо набрать строго больше 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Например, в случае, если на выборы придёт ровно 500 тысяч избирателей, наименьшим числом голосов для избрания является 250001 (двести пятьдесят тысяч один).

Если в первом туре необходимое число не было набрано ни одним из зарегистрированных кандидатов, через 21 день назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. Остальные участники из гонки выбывают. Во втором туре победа одерживается простым большинством. Впрочем, есть оговорка – если по каким-либо причинам один из кандидатов выбывает, и остаётся только один, ему для избрания будет необходимо не менее 50 % голосов, т.е. в случае с вышеуказанным примером – 250 тысяч ровно.

С учётом всего используемого административного ресурса, однобокого «освещения» в СМИ и ожидаемых фальсификаций, было бы глупо рассчитывать, что действующий губернатор может вообще не пройти во второй тур. Любопытная идея хабаровчан https://zen.me/1z4g5L вполне может помочь выразить протест у них в крае, но для нас, к сожалению, малоприменима. Народное недовольство кандидатом от правящей партии не достигло ещё того уровня, когда распределение мужских и женских протестных голосов между кандидатами от СРЗП и КПРФ соответственно могло бы действительно привести ко второму туру между ними. Объективно во второй тур имеет шансы выйти только кто-то один из них. Никому не известного «засланного казачка» из центрального аппарата либерал-демократов и напротив, хорошо известного антикоммунистического «спойлера» из Химок всерьёз не рассматривают даже внутри их собственных партий, немногочисленные отданные за них голоса большой роли не сыграют.

Своих симпатий в пользу "Справедливых" я не скрываю, но и против бабушки-коммунистки агитировать не собираюсь, тем более что в случае второго тура с её участием выбора не останется, буду голосовать. Главная задача оппозиции здесь – не допустить «нарисованной» победы в первом туре человека, присланного нам «сверху». А это в первую очередь вопрос, опять же, высокой явки. Гражданскую сознательность земляков поднимать нужно, товарищи!

Часть 2. Выборы в Государственную Думу Российской Федерации

Это, пожалуй, самая сложная часть рассматриваемой темы, т.к. она определяется голосованием всей страны в целом, да ещё и по «смешанной» системе, ставящей целью провести как можно большее число кандидатов от наиболее сильной политсилы, каковой очевидно является именно правящая партия. Хотя истинный источник этой силы вовсе не обязательно происходит от действительной поддержки населения. Это утверждение давно уже вызывает очень сильные сомнения.

1) Распределение мандатов по одномандатным избирательным округам (225 штук)

Одномандатный округ потому так и называется, что по итогам голосования в нём распределяется всего один депутатский мандат. Победитель определяется простым большинством набранных голосов, а в случае полного равенства (вероятность этого при настолько больших числах КРАЙНЕ МАЛА) избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Существует ряд причин, по которым выборы по одномандатному округу могут быть признаны недействительными, но лично я не верю, что хоть где-либо в стране члены комиссий пойдут на подобный шаг. Разве что где-либо нарушители совсем вконец обнаглеют и скрыть нарушения станет полностью невозможно. Остаётся лишь пожелать удачи, терпения и принципиальности наблюдателям в комиссиях всех уровней.

К сожалению, результаты выборов по таким округам относительно предсказуемы. Пресловутый административный ресурс, явные перекосы в информировании населения и нежелание значительной (причём именно оппозиционно настроенной) части граждан принимать участие в выборах, скорее всего, приведут к победе правящей партии хоть и не во всех, но в большинстве одномандатных округов. Тем важнее для небезразличных к судьбе страны граждан прийти на выборы (это главное!) и проголосовать за наиболее сильного, по их мнению, кандидата от оппозиции. Ещё остаётся надежда на чудо, благодаря которому явка окажется значительно выше ожидаемой, и тогда - только тогда! – предпочтение большинства проголосовавших окажется не в пользу разваливающих страну «эффективных менеджеров». Приходите сами, приводите друзей и родственников! Только вместе можно чего-то добиться! Очередное «конституционное» большинство в руках партии власти может стать для страны последним!

2) Распределение мандатов по партийным спискам (225 штук)

Именно в этой части всё наиболее сложно и запутано.

Прежде всего определяется, какие из зарегистрированных списков вообще будут допущены к распределению мандатов. Для этого проверяется, сколько из них получили более чем 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если таких обнаружилось не менее двух, и в совокупности они набрали более 50 %, остальные к распределению не допускаются. Обычно так и происходит, но формально возможны ещё два случая:

- Преодолевшие 5 %-ый барьер партии совокупно набрали менее 50 %. В этом случае кроме них к распределению будут допущены те, которые набрали менее 5 %, в порядке убывания количества поданных за них голосов. Добавляться к преодолевшим барьер они будут до тех пор, пока суммарное число голосов за допущенные к распределению мандатов списки не превысит 50 % от общего числа принявших участие в голосовании. И да, по этой системе теоретически может оказаться так, что 49,99 % голосов избирателей вообще никак не повлияют на распределение. Очень справедливо и логично, вы не находите?

- Если вдруг получилось так, что за один список подано более 50 % голосов (мы все с вами понимаем, что в текущей политической обстановке этого можно добиться только самыми наглыми фальсификациями), а за все остальные – менее 5 %, то расклад будет ещё жёстче. К распределению допустят очевидного лидера и тот единственный список из числа не преодолевших барьер, который получит простое большинство по сравнению с товарищами по несчастью. Да, в этом случае мы получим двухпартийную Думу с явным перевесом одной из партий-участниц.

После определения списков, которые будут участвовать в распределении, начинается самое интересное. Для простоты восприятия попробуем привести конкретный пример, сделав несколько допущений:

1. Пусть общее число избирателей, имеющих право принять участие в голосовании, равняется 100 000 000 (ста миллионам ровно).

2. Пусть общая явка составит ровно 50 % (т.е. в голосовании приняло участие пятьдесят миллионов человек).

3. Допустим, что волеизъявление граждан распределится следующим образом:

Партия А – 30 % (15 миллионов)

Партия Б – 25 % (12,5 миллионов)

Партия В – 20 % (10 миллионов)

Партия Г – 15 % (7,5 миллионов)

И оставшиеся 10 % (5 миллионов) отданы партиям, не преодолевшими 5%-ный барьер, а потому и в распределении не участвующими.

Теперь поэтапные вычисления согласно ст. 89 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее в этой части выделенные кавычками абзацы являются цитатами непосредственно из закона):

Производится подсчёт общего числа избирателей, поданных за списки кандидатов, допущенных к распределению. В нашем примере это 45 миллионов ровно.

«Эта сумма голосов избирателей делится на 225 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.»

В нашем примере это число равняется 200000 (двести тысяч ровно).

«Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное, предусмотренное частью 1 настоящей статьи. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.»

В нашем примере это 75, 62, 50 и 37 мандатов соответственно (всего 224).

«Если после первичного распределения депутатских мандатов, осуществленного в соответствии с частью 2 настоящей статьи, остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.»

В нашем примере единственный нераспределённый при первичном распределении мандат достанется партии Б, которая получит в итоге 63 мандата. Впрочем, этот пример намеренно сильно упрощён, и в действительности подсчёты могут быть гораздо сложнее, а влиять на их итог может буквально каждый голос, отданный в пользу того или иного списка.

Показательно здесь другое. Несмотря на то, что партия А набрала ровно 30 % голосов избирателей, она при распределении получает 75 мандатов, что составляет 33,33 % от их общего числа. И разрыв между процентным соотношением полученных голосов и полученных мандатов будет тем больше, чем большее число голосов было отдано за партии, не преодолевшие 5%-ный барьер. То есть лидеру гонки напрямую выгодно, чтобы таких голосов, вроде бы не оказавших прямого влияния на результат, было бы как можно больше! Именно с этой целью создаются так называемые «спойлеры», единственная задача которых – оттянуть на себя голоса оппозиции, «размазать» их тонким слоем и фактически подарить значительную их часть занявшим «призовые» места. Голосуя за таких участников, вы не только не оказываете поддержку оппозиционным силам, но фактически частично поддерживаете «победителя», получающего свою победу хорошо всем известными, но редко честными способами. Весьма хитрый манёвр, редко учитываемый гражданами. Подумайте о нём в следующий раз, когда появится мысль проголосовать за партию, явно не имеющую шансов на избрание.

Я не буду здесь подробно останавливаться на порядке распределения мандатов внутри списка и упомяну лишь основные обстоятельства, имеющих для этого большое значение:

- Место в списке имеет значение: мандаты распределяются по списку следования в порядке очерёдности.

- Кандидаты, выигравшие выборы в одномандатных округах, исключаются из списка распределения. Список в этом случае сдвигается соответствующим образом.

- Если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов.

Почему это важно? Потому что далеко не все кандидаты, которые своим авторитетом завоевали некоторое число голосов для партийного списка, действительно собираются работать в ГД (я не стану называть конкретных имён, но мы же все понимаем, у кого из них сейчас более привлекательные места работы?). После подведения итогов они от своих мандатов откажутся, передавая их тем, кого народ избрал бы с меньшей вероятностью. Ещё один способ обмана доверчивых избирателей. Нехорошо-с… Сделайте свои правильные выводы!

Часть 3. Выборы в Законодательное Собрание Тверской области

1) Распределение мандатов по одномандатным избирательным округам (20 штук)

Тут всё достаточно просто и очевидно. От выборов в ГД по одномандатным округам отличий почти нет, за исключением размера округов и полномочий самих депутатов. Доступ к заветному креслу в областном парламенте получает тот, кто набрал простое большинство голосов от числа тех, кто принял участие в голосовании. Оговорено лишь, что в случае наличия в округе всего одного кандидата ему нужно набрать не менее 50 %, но в этом году таких округов нет и за оставшиеся по подведения итогов голосования дни вряд ли появятся. Единственное действительно существенное отличие касается случая, когда два кандидата набрали совершенно равное количество голосов. Случай маловероятный, но возможный. На выборах в ЗС Тверской области при таких результатах голосования победителя определит жеребьёвка, порядок которой определит областная избирательная комиссия.

Как и при выборах в Госдуму, именно во время голосования по одномандатным округам для наиболее успешного противостояния кандидатам от партии власти нужно выбирать наиболее сильного оппозиционера, а не распылять голоса по всем. К сожалению, совершенно незаметно, чтобы оппозиция попыталась достигнуть каких-либо договорённостей по этому поводу, и велика вероятность продавливания с помощью административного ресурса кандидатов от правящей партии абсолютно по всем округам. В этом случае они сразу же получат половину мест в ЗакСобрании, что, разумеется, отрицательно скажется на развитии региона. Почти единственным способом этому помешать я вижу выражение открытой поддержки всей оппозиции одному кандидату, но даже не представляю, при каком стечении обстоятельств такое чудо могло бы случиться хотя бы в одном из 20 округов области. Ещё могла бы помочь 100 %-ная или хотя бы близкая к этому явка избирателей, но это ещё менее вероятно, учитывая прискорбную политическую инфантильность значительной части населения.

2) Распределение мандатов по партийным спискам (20 штук)

Во-первых, по одному депутатскому мандату получат все партии, которые наберут 5 и более процентов голосов. Рискну предположить, что таким образом будут распределены либо 4, либо 5 мандатов, хотя и не стану называть конкретные партии, которые их получат. Учитывая, что по прошлым выборам можно судить о реальной поддержке правящей партии не более чем в 20 % от общего числа избирателей (46,47 % при явке 41,41 % - и я убеждён, что это единственная политическая сила, которая выводит на участки ВСЕХ до единого своих сторонников), совершенно очевидно, что они одно из этих кресел в ЗС получат обязательно.

Остальные 16 (или 15, но это менее вероятно) мест в областном парламенте будут распределяться по довольно сложной и запутанной схеме. Попробуем разобраться в ней, сделав несколько заведомых допущений для наглядного иллюстрирования:

1. Допустим, что общее число зарегистрированных избирателей в области составит ровно 1000000 (один миллион).

2. Допустим, что явка составит ровно 50 % (т.е. на участки придёт ровно 500 тысяч избирателей).

3. Допустим, что волеизъявление граждан распределится следующим образом:

Партия А – 30 % (150 тысяч)

Партия Б – 25 % (125 тысяч)

Партия В – 20 % (100 тысяч)

Партия Г – 15 % (75 тысяч)

И оставшиеся 10 % отданы партиям, не преодолевшими 5%-ный барьер, а потому и в распределении не участвующими.

Далее начинается чистая математика.

Цитирую Избирательный кодекс Тверской области, ст. 65.1, пп. 3 и 4:

«3. Число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится последовательно на числа из возрастающего ряда натуральных чисел (делителей) от двух до числа депутатских мандатов, распределяемых соответственно по областному, муниципальному избирательному округам.

4. Полученные по всем спискам кандидатов частные располагаются по убывающей (в случае равенства числовых значений нескольких частных первым становится частное списка кандидатов, получившего большее число голосов избирателей). Частное, порядковый номер которого равен числу распределяемых мандатов, является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих ее частных, которое имеет каждый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим списком кандидатов.»

Как это будет выглядеть в нашем примере:

Зелёным выделены частные, которые примут участие в итоговом распределении (первые 16)
Зелёным выделены частные, которые примут участие в итоговом распределении (первые 16)

Расположив их в порядке убывания, мы получим первые 16 частных от 75000 до 20833. Именно они и повлияют на распределение. Таким образом, партия А получит по этой формуле 6 мандатов, партия Б – 5, партия В – 3, а партия Г – только 2. То есть в нашем примере итоговое распределение мест в областном парламенте по партийным спискам с учётом одного гарантированного всем преодолевшим барьер окажется следующим:

Любопытно, что при именно таком распределении партии В и Г получают ровно то число мест, которое соответствует набранным голосам, а партии А и Б - чуть больше "заслуженного". То есть голоса, отданные за партии, не прошедшие барьер, фактически распределились между двумя лидерами!
Любопытно, что при именно таком распределении партии В и Г получают ровно то число мест, которое соответствует набранным голосам, а партии А и Б - чуть больше "заслуженного". То есть голоса, отданные за партии, не прошедшие барьер, фактически распределились между двумя лидерами!

Нетрудно заметить, что даже самый небольшой разрыв в процентном соотношении способен обеспечить серьёзное преимущество при распределении мандатов. То есть в буквальном смысле повлиять может чуть ли не каждый голос. Считаю очевидным, что при таком порядке распределения критически важной является явка на участки как можно большего числа избирателей, т.к. в противном случае поддержка действующей власти, выраженная примерно постоянным абсолютным числом, в относительном выражении будет увеличиваться из-за каждого избирателя, который не сочтёт нужным поучаствовать в выборах. Остаётся лишь надеяться, что сознательных граждан окажется достаточно, чтобы суметь донести до власти истинное отношение народа к происходящим в стране событиям.

Хочется думать, что для кого-то этот обширный текст окажется полезным и поможет лучше осознать современную политическую обстановку в России в целом и Тверской области в отдельности. Эта статья, скорее всего, будет последней вышедшей на моём канале до выборов – но и после них публикации прекращаться не будут, скорее наоборот.

ВЛАСТЬ – НАРОДУ! МЫ СИЛЬНЫ ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!

НЕ УПУСТИТЕ СВОЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОУЧАСТВОВАТЬ В СУДЬБЕ ВСЕЙ СТРАНЫ!