Чем ближе к выборам, тем активнее повестка стороннего в них вмешательства. Дошло уже до вызова в МИД иностранных послов – и это означает, что проблема выборов выплескивается во внешнеполитическое пространство, но, конечно, не для того, чтобы создать дополнительное напряжение в отношениях с партнерами, а чтобы использовать их в образе коварного противника, стремящегося разрушить стабильность. А то клятые враги не дадут построить новые города в Сибири по проекту Шойгу и Единой России, а то и вовсе наложат лапу на социальные выплаты пенсионерам, которые ведь возможны только в случае правильного, а не искореженного вмешательством выбора.
Привлечение фактора внешней недружественной игры на российских бедах и проблемах, с которыми страна идет на сентябрьское голосование, безусловно, способно дать определенный мобилизующий эффект для части электората. Но разыгрывание карты вредоносного зарубежного вмешательства – это еще и инструмент упреждения возможного послевыборного кризиса, если фактические результаты разительно разойдутся с субъективными оценками избирателя, и возникнет повторение ситуации декабря 2011 года. Тогда было не на кого валить из числа внешних игроков, да такой подход в ту пору еще по-настоящему и не вошел в политическую моду. Зато сейчас загодя стелется соломка и нагнетаются угрозы, позволяющие в случае чего мгновенно перевести стрелки на иностранные деструктивные силы, а всех недовольных объявить их пособниками и агентами влияния.
Однако, такая модель имеет и свои слабые стороны, потому что усилиями самой же власти страна уже уверовала в несокрушимость и абсолютную защищенность крепости, когда хоть вмешивайся в выборы, хоть не вмешивайся, а результат все равно предопределен и контролируем. Поэтому нагнетание темы иноземного вмешательства становится палкой о двух концах: с одной стороны, избирателю дается понять, что нынешнее голосование – это часть большого геополитического сражения, где не может быть половинчатых позиций, но, с другой стороны, электорату дается повод усомниться в незыблемости устоев и конструкций, которые, получается, на некоторых направлениях не так уж сильно и защищены от внешнего давления, если этот фактор выливается в такую большую проблему.