Страниц: 450
Оценка: 6/10
Первое издание: 2013 г.
Я снова рылась в списках популярного и в этот раз выкопала «Людей зимы». Меня привлекла обложка: девушка в алом балахоне на фоне ледяного пейзажа. От такой картинки веет мистикой и предвкушением интересных загадок.
В романе несколько параллельных тесно связанных между собой сюжетных линий. Первая происходит в начале двадцатого века, преимущественно в 1908 году. Она повествует о женщине по имени Сара Харрисон Ши: обычном, в принципе, человеке. Она живёт с мужем и дочерью на уединённой ферме, ведёт нехитрое хозяйство. Но есть у неё секрет: знания, переданные тёткой. Тётку ту все считали ведьмой за умения навести порчу или вылечить болезнь, но главной её тайной было знание, как воскресить умерших, — или, как называла она сама, «разбудить спящих». Сара Харрисон Ши написала дневники, которые потом стали достоянием потомков, а за потерянными страницами, описывающими ритуал воскрешения, многие охотятся.
Вторая сюжетная линия происходит в наши дни и рассказывает нам о двух девочках — Рути и Фаун — одним январским утром обнаруживших, что их матери нет дома. Они живут в том самом доме, что раньше принадлежал семье Сары Харрисон Ши, и в процессе поисков зацепок в деле исчезновения матери узнают всё больше и о своих родителях, и о Саре. Но чем больше они узнают, тем больше вопросов возникает, и происходящее становится всё более непонятным.
Третья линия самая маленькая, и она посвящена Кэтрин. Муж её, фотограф, однажды уехал утром, но не вернулся вечером, как обещал. В итоге Кэтрин узнаёт, что он погиб из-за скользкой дороги на выезде из крохотного городка, о котором она никогда раньше не слышала. Женщина переезжает в этот город, чтобы узнать, чем он привлёк её мужа, и в процессе изысканий приходит ко всё тем же дневникам Сары Харрисон Ши.
Идея романа строится на том, что всё сказанное в дневниках Сары — правда, и мёртвых действительно можно воскресить.
Однако построение сюжета приводит нас к тому, что большую часть времени мы вообще не понимаем, какая в романе главная идея, куда смотреть и куда сопереживать. Вроде бы сами по себе отдельные истории эти интересны, но не чувствуется связь их между собой. Совсем не понятно, к чему они приведут: я думала, всё выльется в историю о наследственном безумии, девочки узнают страшную тайну о своей матери, а потом Кэтрин, приехавшую к девочкам, полиция обнаружит связанной в подвале. Реальность несколько прозаичнее — древнее колдовство и никакого безумия. Мне не нравится, когда всё объясняется магией, а не сложными детективными схемами, ведь для автора такое проще написать, а для меня — сложнее поверить.
Сам приём с параллельными линиями повествования, тем более когда одна из них — историческая, всегда выигрышный. Даже здесь. Читать гораздо приятнее, чем однородное полотно, состоящее из одного временного периода и населённое одними персонажами. Да и мне всегда интересно видеть в литературе сравнение одних и тех же географических мест с разницей в годы и влияние событий столетней давности на жизнь потомков. Но полностью этот приём не спасает, как я говорила выше, остаётся глубокая пропасть между задумкой писательницы и читателем.
Заметила я в этом романе забавную особенность: практически все герои здесь женского пола. Исключение составляет Мартин — муж Сары Харрисон Ши, от чьего лица периодически описывались события. Однако он скорее был не действующим лицом, влияющим на сюжет, а просто нужен был для показа общей картины с другого ракурса.
Мне не понравилось, что все героини здесь не были нормально описаны, лишь слегка набросаны. Просто функциональные единицы, о чувствах и эмоциях мы можем судить лишь отдалённо. Да, в контексте именно этого произведения это сложно даже назвать недостатком, ибо книга не об этом. Но всё равно не хватает сопереживания персонажам, тем более что и сюжет к этому не располагает.