Системно-деятельностный подход ругают, когда он выливается в чтение учебника. Но если на уроке детям есть что поделать ручками своими белыми, то он (подход) сразу превращается в диво-дивное. Дети увлеченно работают, учитель ходит-смотрит-поправляет. Лепота!
Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
На моих уроках весьма «заходят» аппликации. То ли дети соскучились по ручной работе, то ли смена деятельности их радует, но даже мальчики девятого класса режут и клеят.
Цель любой работы с аппликацией — визуализировать изучаемый материал, причем так, чтобы ребенок не «сканировал» глазками таблицу, не зацепившись ни на одной ячейке, а добросовестно ее изучил. Не изучит — не склеит.
Кроме того, вспомним, что ученик 6-7 часов в школе делает почти одно и то же. Слушает учителя, читает учебник, пишет в тетради. Любая новая деятельность в таких условиях почти гарантированно вызывает интерес.
Чтобы организовать на уроке аппликацию, кроме идеи (о ней ниже), нужно следующее:
- ножницы с тупыми концами каждому ученику или хотя бы на пару (я насобирала самых дешевых);
- клеящие карандаши (покупаю на почте — там дешевле — 12 штук хватает на год, при том что мы еще стенгазету до сих пор выпускаем);
- листочек для подкладывания, чтобы клей намазывать — без него дети будут намазывать на парте, она станет липкой, а к концу рабочего дня — черной;
- инструкция для тех, кто работает быстро, так сказать, вперед объяснений учителя.
А идея такова. Я выдаю на каждую пару учеников начало таблицы, в которую занесены названия систем органов и самих органов, а также функции систем и органов. В таблице есть только первая строка. Остальные строки дети должны сделать сами.
Можно, конечно, не заморачиваться, а предложить детям составить эту таблицу, просто сделав все записи от руки в тетради. Но это так скучно! Представьте себя учеником и с таким заданием.
Приклеить готовые записи куда интереснее. Поэтому каждой паре учеников выдается лист с ячейками, расположенными рандомно (как дети любят это слово, не описать!). Нужно все разрезать и приклеить в правильном порядке.
Порядок работы таков. Дети разрезают таблицу и сразу раскладывают ячейки по кучкам: все, что касается дыхательной системы — сюда, а все, что касается выделительной системы — туда. При этом на доске висят большие плакаты с изображением систем органов. Можно пользоваться учебником. Идеален для такой работы крупноформатный учебник линии Сонина, в нем такие иллюстрации...
Детям к восьмому классу известны все системы, кроме эндокринной. Ну, то есть, они упоминали ее в шестом классе, но уже благополучно забыли. Есть повод обсудить, сколько на самом деле систем органов у человека — вот вам и приращение знаний.
На всякий случай публикую еще карточки-задания по теме «Клетка и ткань». Их тоже можно использовать на уроке-замене, а также в качестве домашнего задания для желающих, перевести в гугл-форму и задать для повторения.
В следующий раз ждите первый урок по теме «Опорно-двигательная система».
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!