Когда-то наши предки, больше похожие на обезьяну, чем на нас, не умели говорить. А потом, на каком-то этапе, появился язык - пожалуй, главное изобретение человечества. Без него была бы невозможна передача знаний, коммуникация между членами общины. И уж подавно этот текст я бы не смог адресовать вам. В лучшем случае промычал бы что-нибудь бессмысленное.
И Светлана Бурлак в книге “Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы” всесторонне рассматривает эту тему. Конечно, древние люди не оставили письменных свидетельств своей речи. Ведь алфавит появился много тысячелетий спустя звучащего слова. Поэтому ученые пытаются реконструировать процесс появления языка, наблюдая за животными и детьми.
Подобие языка есть у многих видов. Например, дельфины совершенно точно способны осознанно общаться друг с другом, передавая друг другу детальную информацию. Просто пока мы не можем расшифровать их речь. Но эти морские млекопитающие даже способны выстраивать диалоги. Они издают свои звуки по очереди, дожидаясь ответа собеседника.
У ряда птиц есть непроизвольные пищевые сигналы и крики об опасности. Муравьи и пчелы могут “рассказать” сородичам о местонахождении еды. Причем, символический танец пчел даже смогли довольно детально распознать.
Обезьяны не способны из-за строения рта произносить те же звуки, что и мы. Но они показали неплохую обучаемость жестам. Им даже удавалось строить примитивные предложения, нажимая на клавиши с обозначениями слов. То есть предпосылки для появления языка есть не только у нашего вида. Но необходимостью он стал только для человека. Вероятно, наши предшественники тоже изначально общались руками. Не случайно, мы до сих пор сопровождаем свои высказывания взмахами, хотя в этом и нет необходимости.
Предположений у исследователей немало. Что выгодно отличает российский научпоп от переводного, так это широта охвата. Американские авторы, к примеру, всегда ограничиваются только изысканиями в англоязычном мире. Наши популяризаторы науки в состоянии привести примеры как в иностранной, так и в отечественной практике.
Бурлак придерживается той точки зрения, что австралопитеки еще не могли говорить. Но они постепенно осваивали все более открытые ландшафты, что увеличивало количество поведенческих программ, нужных для выживания. На смену им пришел человек умелый. Homo habilis регулярно занимался изготовлением разных примитивных орудий. Руки были часто заняты, поэтому для общения приходилось подключать речевой аппарат. Изначально это было преимущественно выражение эмоций. А относительно развитая речь появляется уже у homo heidelbergensis. Эти первобытные люди, вероятно, могли произносить слова длиннее, чем в один слог. А носителем настоящего языка стал уже homo sapiens.