Найти тему
Белорус и Я

Зачем Яузской больнице церковь

Друзья из пресс-службы Русской Православной Церкви обратились к нам с предложением поддержать их проект по сохранению памяти об утраченных в советский период храмах Москвы. Сохранение памяти – дело не просто важное, но наиважнейшее, ибо память - это именно то, что делает нас – нами. В сущности, весь человек определяется именно тем, что он помнит, и что забыл. Это не зависит ни от национальности, ни от вероисповедания, ни от пола, ни от гражданства.

Храмы, о которых мы расскажем в ближайших публикациях, безусловно являлись украшением не только города, но страны. Но не в этом состояло их главное предназначение. В Храмы люди приходили для того, чтобы рассказать о своих тягостях и радостях часто единственному, кто мог им помочь – Богу. Это был своеобразный портал, через который страждущие получали облегчение, болящие – выздоровление, плачущие – утешение. Забывать о них – значит сознательно отсекать свою память, делать её «короче», податливее, сознательно превращать себя в манкуртов.

Сегодня мы расскажем вам о

Храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице

расположившейся в бывшей усадьбе горнозаводчиков Баташевых.

По архитектурным достоинствам усадьбу Баташевых ставят в один ряд с домом Пашковых на Моховой. Церковь, построенная в конце XIX века, завершила формирование этого ансамбля.

Фото: img-fotki.yandex.ru
Фото: img-fotki.yandex.ru

Усадьба Баташевых на Яузе занимала огромную для этого приближенного к центру Москвы района площадь – около 3 га, что соответствовало статусу заводчиков Баташевых, одних из основателей чугунно-литейного производства в России.

Баташевы происходили из тульских кузнецов. Они работали на вооружение армии, а также выпускали мирную продукцию. Баташевский чугун считался самым качественным в Европе. Решетки кремлевских садов и колесница с конями на фронтоне Большого театра были сделаны на их заводах.

Баташевы создавали также больницы, приюты, бесплатные столовые, помогали возводить Большой театр и зоопарк на Пресне.

Разбогатев и получив дворянство, Баташевы стали заводить свои дома в столицах. Заводчик Иван Родионович Баташев в конце XVIIIвека обосновался в Москве. Считается, что дом на Яузе в стиле классицизма построен по проекту его крепостного архитектора Кисельникова, однако исследователи иногда подвергают это сомнению и называют в числе других возможных архитекторов Василия Баженова или Родиона Казакова.

Иван Баташев начал строить усадьбу в 1799, скупив участок в шесть переулков – это было одно из самых больших частных владений в старой Москве. Район украсился памятником, «сказочным по архитектуре и красоте».

Этот бюст Ивана Баташёва поставлен в городе Выкса Нижегородской области. Заводы Баташёвых здесь были настоящими градообразующими предприятиями. Фото: globeofrussia.ru
Этот бюст Ивана Баташёва поставлен в городе Выкса Нижегородской области. Заводы Баташёвых здесь были настоящими градообразующими предприятиями. Фото: globeofrussia.ru

В 1812 году при оставлении Москвы Ивану Баташеву пришлось спешно покинуть свое владение, и в его дворце устроил себе резиденцию наполеоновский маршал Иоахим Мюрат. Ставка Мюрата спасла баташевский дворец от пожара. Французские солдаты вместе с русскими смогли остановить надвигающееся пламя.

По одной из версий из уважения к знаменитому генералу М.А. Милорадовичу, приходившемуся Баташеву родственником, Мюрат нарушил приказ Наполеона и не взорвал усадьбу после своего ухода – она была единственной в Москве, уцелевшей в пожаре 1812 года, хотя и получившей значительные повреждения.

Однако наследники Ивана Баташева жили на широкую ногу, денег не считали, тратя их на обеды, наряды, украшения и поездки по заграницам. В результате к середине XIX века Баташевы разорились, а их легендарный московский дом получил новое, благое продолжение своей биографии. В 1876 году он был выкуплен городом под Яузскую больницу для чернорабочих, при которой была устроена домовая церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».

Так выглядел Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице в начале прошлого века
Так выглядел Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице в начале прошлого века

Устройство больницы для чернорабочих было продолжением екатерининского попечения о больницах для простого народа после эпидемии чумы 1771 года. Новая эпидемия холеры 1830 года ещё раз выявила потребность города в народных больницах.

После отмены крепостного права в Москве колоссально выросла численность рабочего населения за счет деревенских и провинциальных жителей, пришедших на заработки. Это потребовало развития системы здравоохранения. В результате открылись Мясницкая, Басманная и Яузская больницы.

Прежде чем устроить в Яузской больнице домовую церковь, пришлось переделывать здание старой усадьбы под больницу. Этим занимался главный врач Н.А. Берензон, а работы проводил инженер-архитектор А.А. Мейнгард. Несмотря на «рабочий» характер, Яузская больница вскоре стала выдающейся московской клиникой. Другой ее главврач, хирург Ф.И. Березкин, сумел обеспечить больницу столь передовыми операционными, что их предоставляли для приезжавших в Москву западных медицинских светил.

Городу и врачам в устройстве Яузской больницы помогали купцы-меценаты. В числе главных ее благотворителей были пчеловоды-медовщики Старцевы, а также купец И.С. Титов. С помощью благотворителей в 1899 году при Яузской больнице выстроили домовую церковь в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Задача перед архитекторами стояла сложная: вписать новую церковь – отдельное двухэтажное здание – в архитектурный ансамбль старой дворянской усадьбы. И она была поистине виртуозно исполнена: сделанная наподобие миниатюрного флигеля, церковь соединяется с главным зданием маленьким переходом на уровне второго этажа, а на уровне первого этажа от главного здания ее отделяет небольшая арка, ведущая во двор больницы. И хотя при взгляде на церковь чувствуется позднее время ее построения, она не выглядит архитектурным диссонансом.

Храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" при Яузской больнице
Храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" при Яузской больнице

В 1906 году был освящён нижний придел во имя преподобного Сергия Радонежского, по имени небесного покровителя благотворителей – сына городского головы С.И. Лямина и купца 2-й гильдии С.Е. Чеблокова.

Тщанием Чеблокова церковь была украшена и расписана художником Я.Е. Епанечниковым, одарена утварью и иконами, после революции некоторые из которых передали в Третьяковскую галерею.

В феврале 1905 года церковь посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, в те дни ставшая вдовой. В яузской церкви прошло отпевание кучера Андрея, убитого террористом вместе с мужем Елизаветы Федоровны – великим князем Сергеем Александровичем.

После революции, в 1918 году, вышло постановление, согласно которому все домовые храмы подлежали закрытию, однако до церкви Яузской больницы добрались только в начале 1920-х годов. Церковь была ограблена в рамках кампании по изъятию церковных ценностей. Больницу сначала назвали «имени Всемедикосантруда», потом – «больница имени Медсантруд», как тогда назывался профсоюз медработников. Яузская больница стала ведомственной для Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД. Однако в ней не только лечили чекистов. С 1921 по 1926 годы здесь было расстреляно и тайно захоронено во дворе больницы около тысячи человек. Известно, что это были молодые люди, до 35 лет, большинство с высшим образованием: дворяне, царские офицеры, профессора, литераторы, священники, музейные работники, иностранцы. Во дворе больницы в 1999 году установлен памятник этим жертвам террора. На мемориальной доске занесены в алфавитном порядке множество имён и фамилий погибших.

Тем не менее, врачи больницы продолжали дело служения людям. Здесь лечили и сыпнотифозных в годы гражданской войны, а во время Великой Отечественной войны тут действовал хирургический госпиталь: в 1943 году именно в нем впервые в СССР начали применять пенициллин для лечения больных.

-5

Яузская больница действует и сейчас (ГКБ №23 имени И.В. Давыдовского). Помещения бывшего храма заняты под больничные нужды, но поскольку само здание полностью уцелело, есть надежда на возобновление домовой церкви. Возродить церковь возможно при условии установления контактов с больницей, руководство которой, однако, не имеет желания сотрудничать с Церковью.

Следующий рассказ - о Церкви Трёх Святителей у Красных Ворот (в Огородниках), в которой был крещён М.Ю. Лермонтов.

Материал подготовлен по материалам, предоставленным Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата в рамках просветительской работы по сохранению памяти об утраченных московских храмах.

А как вы считаете, нужно ли возвращать Церкви отнятые у неё Храмы? Пишите в комментариях👇👇👇, давайте спорить. Нам важно знать ваше мнение!

© "Союзное государство", 2021

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего канала на тему Вера Союзного государства смотрите здесь