Прочитала на днях статью на Дзене, где репетитор рассказывает, что, оказывается, есть "психология двоечника". И дети сами давно "в курсе". И используют.
Объясню, как поняла.
Психология двоечника - это особое отношение к учителям и урокам. Когда ученик "встает в позу": я ничего не понимаю, это твоя работа - вот ты и объясняй, старайся, а мне тут ску-у-учно.
И да, я тоже таких детей видела. Да что там говорить о других - моя собственная дочь где-то классе в шестом освоила фразу "а я все равно ничего не понимаю". И отвечала так на все мои попытки ей растолковать. Победила очень просто. Сказала "Не понимаешь, и ладно. Продолжай не понимать. Просто, если видишь такую задачу, решай вот так. И не понимай" Пришлось ей решать, не понимая. И решала.
Потому что обучение - процесс двусторонний. И учитель хоть кан-кан может у доски танцевать, чтобы привлечь внимание митрофанушек, но до тех пор, пока у них желание хоть что-то понять не появится, никакого эффекта от подобных танцев не будет.
И, надо сказать, мы же сами, учителя и родители, такое отношение стимулируем. Вот эти наши метания: как бы придумать, чтобы поинтереснее было... Как бы их увлечь? Может, интерактивная доска? Или квест фантастический? А ведь игра - основной вид деятельности ... дошкольника. А уже с 7 лет основным видом деятельности должна стать учёба.
То есть ребенок, в силу своих возрастных особенностей, созревания мозга, который, как голодный живот, требует, все новой и новой "пищи". И именно наши попытки превратить учёбу в развлечёбу порождают "психологию двоечника".
Не надо устраивать искусственных игрищ из математики, которая безумно интересна сама по себе. Я еще помню тот кайф, который дает решённая сложная задача. А удовольствие от сокращения математического выражения длиной в строку до простой дроби типа 1/2? Это же победа! Практически такая же, как победа над "боссом" в компьютерной игре. И тот, кто эту радость хоть раз почувствовал, уже не скажет "а я всё равно ничего не понимаю".
Так что от психологии двоечника только одно "противоядие" - удовольствие от напряжения мозгов.
А родителям-то что делать? Они ведь стараются - переводят в другой класс, репетиторов меняют, а результата нет! Дитятко "все равно ничего не понимает".
Продолжать искать. Искать того, что сам "горит" и "зажигать" других умеет. Не шоу показательные устраивать, а искренний интерес к предмету. Таких людей видно. По их глазам, живым и искристым. По их оживлению, когда они начинают говорить о своем "предмете".
Или, как вариант, "гореть" придется самим родителям. Потому что, если родителям, кроме кулинарных шоу и сплетен о "звездах" ничего не интересно, то откуда у ребенка возьмется интерес к чему-то более сложному, чем Тик-ток иже с ним?
#школа и дети
#обучение детей
#психология
#мотивация школьников