Найти тему

«Не то монахиня, не то блудница...» Анна Ахматова и Модильяни

Советские идеологи не чествовали Анну Ахматову: один из них назвал поэтессу «не то монахиней, не то блудницей» с «узкой личной жизнью», поэзия которой «далека от народа». Но люди, знакомые с творчеством Ахматовой, знают, что ее личная жизнь, отраженная в поэзии, включала глубокие чувства и переживания.

История двоих

В 1910 году двадцатилетняя Анна Ахматова приехала в Париж вместе со своим мужем Николаем Гумилевым, с которым она обручилась незадолго до поездки. Встреча Ахматовой с Модильяни, художником, прибывшим из Италии, произошла в кафе. Модильяни был в экстравагантном желтом вельветовом костюме, но привлекал внимание не этим: он был красив, изящен и обладал аристократическими манерами. По мнению многих, Ахматова не была красавицей, но парижане, ценители женской красоты, встретили ее с восторгом: она обладала яркой, запоминающейся внешностью – красивые глаза, нос с горбинкой, тонкая фигура. Первая встреча Ахматовой и Модильяни была короткой, художник, восхищенный своеобразной красотой поэтессы, выразил желание написать ее портрет. Но супруги уехали в Россию.

Вторая встреча продолжалась три месяца. До этого Амадео писал письма Ахматовой, страстно умоляя ее о встрече. Анна, находясь в одиночестве – Николай Гумилев уехал в длительную экспедицию в Африку – не отвечала на пылкие чувства художника до тех пор, пока не поссорилась с мужем после его возвращения из Африки. Ссора подтолкнула Ахматову к поездке в Париж, где ее с нетерпением ждал Модильяни. Художник был беден и несчастен: его картины не покупались, до приезда Анны он пристрастился к выпивке и наркотикам, многочисленные любовные связи не спасали от тоски. С приездом Анны для Модильяни настал период взлета. Мечта художника о необыкновенном портрете Анны воплотилась в рисунках, написанных в присущей Модильяни манере: удлиненные линии, удлиненная шея, тонкие изгибы тела. Анна и Амадео читали друг другу стихи, ходили в музеи, бродили по ночному Парижу. Ахматова остро чувствовала его трагическое состояние: «он казался мне окруженным плотным кольцом одиночества».

При прощании Модильяни подарил Ахматовой свои рисунки, один из которых Анна повесила над своей кроватью. Остальные рисунки, запечатлевшие Анну, не сохранились.

-2

После разлуки с Ахматовой Модильяни вернулся к богемной жизни. Одинокий, он пытался все изменить, женился на Жанне Эбютерн, которая родила ему дочь и ждала второго ребенка. В конце 1919 года Модильяни скончался: его организм, подточенный излишествами, не справился с простудой. Ему было 36 лет. Жанна, не выдержав смерти любимого мужа, выбросилась из окна.

Анна Ахматова узнала о смерти Модильяни из газет.

Вымыслы и домыслы

О характере отношений между Ахматовой и Модильяни можно спорить бесконечно; сами они старались не афишировать их. Несомненно, была влюбленность двоих на фоне влюбленности в Париж, в искусство, в поэзию. Было обожание со стороны художника, который видел в Анне «египетскую царицу», была сдержанность Анны в воспоминаниях о нем. Остальное домысливали писатели и киносценаристы, в своей интерпретации часто скатываясь на пошлость, несмотря на протесты почитателей художника.

Ахматова утверждала, что у нее нет стихов, посвященных Модильяни, поэтому остается догадываться, кому, например, посвящены ее строки: «Я здесь, на сером полотне, возникла странно и неясно…».

Образно Ахматова выразилась об их отношениях так: «все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его – очень короткой, моей – очень длинной».

#ахматова #анна ахматова #поэзия #биографии знаменитостей

Читайте также: Что такое субтитрирование?