Сам по себе заполненный склад – не проблема, пока на полках хватает места. Беда в том, что за лишние площади приходится переплачивать. Есть масса возможностей ликвидировать избыточные складские запасы: в одних отраслях оптимальный результат дадут одни способы, в других – другие. Мы рассмотрим больше десятка вариантов, а уж какой из них подойдет именно Вашей компании – выбирать Вам. Итак, как помочь складу похудеть?
Предоставить скидки. При этом цены на «замороженную» продукцию нужно снижать сильнее, чем на ходовую. Другой вариант – продавать изделия, не пользующиеся спросом, в комплекте с популярными товарами, предоставляя мотивирующую скидку на весь набор. Подбирать комплект следует так, чтобы он максимально соответствовал по составу типовой закупке (реализация принципа «все у одного поставщика») и не включал предметов, явно не нужных целевой группе клиентов. Наконец, можно прибегнуть и к распродаже. Это традиционное средство из арсенала компаний, торгующих «скоропортом»: продовольствием, модной одеждой и обувью. Но опыт распродаж небесполезно учитывать и предприятиям других отраслей: он убеждает, что не всегда есть смысл ориентироваться на себестоимость – лучше выручить хоть сколько-то сейчас, чем вообще ничего не получить потом.
Разобрать продукцию на комплектующие. Это поможет, когда готовое изделие продать не удается, а вот на отдельные его детали спрос есть. Например, компания, торгующая строительным оборудованием, разбирает некоторые товары и продает комплектующие как запчасти. Можно сбыть детали и просто как сырье. Известны случаи, когда продавцы, видя, что оборудование даже в среднесрочной перспективе реализовать не получится, сдавали товар в металлолом.
Переработать сырье. Бывает и ровно наоборот: чтобы сбыть зависшее на складе сырье, нужно его переработать. Скажем, сейчас на рынке металлопроката заказы на обработку сырья относительно стабильны, и это стимулирует металлотрейдинговую компанию развивать соответствующее направление, увеличивая долю обработанного металла в общем объеме продаж.
Повысить качество сервиса. Предприятие, торгующее техникой для логистических комплексов, добилось роста сбыта, сделав ставку на консультирование потенциальных клиентов. Специалисты компании предложили покупателям помощь не только в выборе оборудования, но и в решении широкого круга вопросов, касающихся эффективной организации работы логистического комплекса. Такой подход побудил клиентов закупать технику именно у этой фирмы.
Применять систему trade-in. Продажа новой техники с одновременным приобретением у покупателя старой дает хорошую возможность увеличить число клиентов и даже выйти на ранее недоступные рынки. Например, производитель бронированных автомобилей для банков начал сбывать подержанные машины, полученные по системе trade-in, заказчикам, которые используют более дешевые авто.
Рассчитываться по бартеру1. В 90-е годы многим предприятиям так и не удалось выбраться из бартерного тупика, поскольку практика расчетов натурой полностью разрушила рынок их продукции. А значит, ключевой вопрос при использовании бартера – как не допустить снижения цен? И ответ тут однозначный: подобные сделки следует заключать только с непосредственными потребителями. Скажем, дистрибьютор канцелярских товаров может поставить свою продукцию транспортному предприятию в обмен на его услуги. А PR-агентство – в счет арендной платы разработать и провести рекламную кампанию для своего бизнес-центра.
Привлечь к продажам сотрудников других служб. Если наличие нереализованных запасов тормозит работу компании, почему бы не подключить к продажам часть персонала из других подразделений? Соблазнительно было бы выдать работникам все 100% зарплаты продукцией, убив сразу двух зайцев, однако закон это запрещает2. Нужно действовать иначе. В одной дистрибьюторской фирме, например, к обзвону потенциальных клиентов привлекли всех офисных сотрудников. Конечно, продажи пошли не у каждого, однако предприятие сумело быстро нарастить объем сбыта до требуемого уровня и сократить запасы. Заметим, что этот способ годится не для всех отраслей: вряд ли на рыночной площади удастся «толкнуть» турбину для АЭС.
Дружить с закупщиками. Судьба товаров на складе во многом зависит от решений конкретных людей, работающих в компаниях-клиентах (кроме разве что тех случаев, когда Ваша организация участвует в жестких ценовых тендерах). Вспомните: приглашали ли Вы ключевых закупщиков на юбилей Вашей фирмы?
Не забывать, что Вы не только поставщик, но и покупатель. Сегодня у всех предприятий те же трудности со сбытом продукции, что и у Вас; не обошла эта проблема и Ваших поставщиков. Припомните все уступки, сделанные Вами по требованию клиентов, а заодно – и накопившиеся пожелания к собственным поставщикам. Сейчас самое время предложить продавцам новые условия сделок: ведь при уменьшении рынка инициатива переходит к клиенту. В первую очередь стоит обсудить снижение объема минимальной партии, сокращение сроков оформления заказа, увеличение отсрочки платежей или отказ от предоплаты. С давним поставщиком разговор может выйти непростым: любые изменения условий, скорее всего, будут с ходу отвергнуты. Тогда есть смысл прийти к соглашению с конкурентами Вашего партнера, а затем продолжить переговоры с нынешним продавцом.
Оптимизировать систему закупок. У Ваших снабженцев могут быть собственные представления о размере оптимальной партии. Слишком часто они или определяют объем закупки на глаз, или идут навстречу поставщику, соблазняясь скидками и другими предложениями, о которых мы уже рассказали. Между тем достаточно усвоить несколько простых принципов – и Вы обеспечите по-настоящему эффективное управление запасами, соответствующее интересам Вашей компании.
- Разделите приобретаемые товары на три категории согласно методике ABC-анализа3. В группу A включите изделия и материалы, которые должны быть на складе в нужный момент. В группу B – товары, наличие которых весьма желательно, но не обязательно, если можно при необходимости закупить и доставить их в кратчайшие сроки. Наконец, в группу C – продукцию, без которой предприятие в принципе может обойтись, хотя она и пригодится для ассортимента.
- Соберите информацию о продажах товаров и наличии остатков на складе. Приняв во внимание скорость выполнения заказов на закупку и колебание объемов сбыта, решите, на какой срок нужно приобретать определенный объем продукции.
Обяжите снабженцев следовать этим рекомендациям, а при отклонении от них (например, из-за скидок) – обосновывать выгоду от такого решения. Поскольку раньше Ваши работники закупали лишние партии товара просто от неумения или нежелания определить оптимальный объем, то вряд ли Вы сразу начнете получать разумные обоснования. Будьте готовы к сопротивлению: чтобы внедрить даже такую простую информационную систему, нужна управленческая воля.
Раздарить залежалый товар. Если все испробованные способы не дали результата, а затраты на хранение продукции обременительны – возможно, пора делать подарки, например школе-интернату или детскому садику.
А может быть, оставить все как есть? По прогнозам, в ряде отраслей довольно скоро сложится интересная ситуация: спрос временно превысит предложение. Произойдет это потому, что большинство компаний из-за финансовых затруднений не смогут заблаговременно закупать или запускать в производство продукцию, на которую пока нет заказов. Не исключено, что тогда-то Вы и распродадите старые запасы – причем с максимальной выгодой.