«Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.» (2-е Тим. 2: 11-13).
Человек – существо изменчивое, его настроение может меняться от множества факторов, внешних и внутренних. И в духовной жизни бывают разные периоды: бывает лето и зима. Бывают такие периоды, что хочется молиться, поститься, посещать храм, а бывает, что нападает уныние, леность, нет желания молиться, посещать храм, то есть наступает период охлаждения. Но это состояние временное и может поменяться, его нужно потерпеть. В такие периоды нельзя бросать молитву, посещение храма и оставлять духовную жизнь, потому что враг не дремлет, не спит, не ест, но выстраивает планы к погублению души человеческой. Во время нерадения, враг может завладеть душой и ввести человека в грех. Иногда под действием временного помрачения человек может совершить какой-то поступок, о котором после будет жалеть всю жизнь. Так совершаются убийства, ещё какие-либо серьёзные злодеяния. Человек после их совершения может раскаяться, но исправить само дело бывает уже нельзя. Вспомните Иуду Искариота, который предал Христа. Сатана завладел его душой, ввёл в грех, и он предал Христа. «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.» (Ин. 13: 26-27). После этого Иуда раскаялся в содеянном, но не обратился к Господу с покаянием. На тот момент ещё всё можно было исправить для него, если бы он обратился к Богу с покаянием, но он этого не сделал. Враг склонил его к отчаянию, и он совершил непоправимый поступок – самоубийство. «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился.» (Мф. 27: 3-5). Так действуют духи злобы поднебесной: вводят человека в грех, а потом пытаются привести его к отчаянию.
А Бог верен и не оставляет человека. «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.» (Мал. 3: 6). Поэтому не надо надеяться на себя и свои силы, но на Господа. «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»?» (Мф. 21: 42). В моменты охлаждения нужно продолжать молиться – терпеть этот период, быть мужественным, не оставлять своего места. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19); «претерпевший же до конца спасётся.» (Мф. 24: 13). Для Господа очень ценно, когда мы молимся даже через силу, когда не хочется, делаем это постоянно и в периоды, когда есть желание и в периоды, когда происходит охлаждение, этим мы показываем верность Господу. Сам Господь был верен до конца и претерпел поругания, осмеяния, крестную смерть, но несмотря на это молился за врагов, за распинающих Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк. 23: 34). Никакие внешние обстоятельства, ни унижения, ни поругания, ни страдания, ни какие страсти «мира сего» не смогли сломить Его. И даже смерть и ад не удержали Его, Он воскрес, так как имел в Себе жизнь. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.» (Ин. 5: 26). А сатана – князь тьмы - изменчив. Тех, кто проводит греховную жизнь, ищет плотских удовольствий, он не трогает, потому что они итак его, а тех, кто старается жить благочестиво, по заповедям Божиим, тех он гонит. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.» (2-е Тим. 2: 13).
А в моменты озлобления, раздражения нужно обращаться к Господу с молитвой. Нужно сразу пресекать помыслы, чувствования, склоняющие ко греху, пока они не привели к более серьёзным поступкам. Например, если не пресечь сразу раздражение, то оно может перерасти в гнев, а потом и в убийство. Поэтому не нужно думать, что грех в мыслях, чувствах - маленький, ничего страшного. «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.» (Псалом 136: 8-9). Надо всегда руководствоваться не сердцем, не эмоциями, а разумом. Ведь помыслы, исходящие из неочищенного от страстей сердца, могут толкать на грех, а разумом можно контролировать свои поступки, сверяя их с заповедями Божиими; «исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления —» (Мф. 15: 18-19). Господь, при обращении к Нему в молитве, успокаивает сердце, удерживает человека от греха. Это действие совершает благодать Божия, которую получает человек во время молитвы. Поэтому обязательно надо обращаться к Господу в молитве, когда помыслы толкают на совершение греха. А если грех уже совершён, то надо не отчаиваться, а обращаться к Господу с покаянием, и Господь поможет встать. «От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго.» (Псалом 36: 23-24). Примером для нас является Апостол Пётр, который отрёкся от Христа, но нашёл в себе силы покаяться и вернул себе статус Первоверховного Апостола. «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». И, выйдя вон, плакал горько.» (Мф. 26: 69-75). Пётр не отчаялся, он переживал, сокрушался, но не отчаялся, и Господь его принял. Также примером для нас является житие преподобного Иакова Постника, который жил в пустыне более пятидесяти лет в постничестве, борясь со страстями, сподобился от Господа дара чудотворения. Как-то к старцу привели девицу, одержимую злым духом, он изгнал из неё злого духа. Сатана соблазнил старца на совершение любодеяния с девицей. Монах поддался блудной страсти, изнасиловал девицу, а затем, испугавшись совершённого преступления, убил её, а труп утопил. Враг хотел ввести его и в третий грех, самый страшный грех – отчаяние, но старец смог принести покаяние, после чего ушёл ещё глубже в пустыню, в старинную погребальную пещеру, жил там десять лет, проводя время в покаянии и слезах. После этого милостивый Господь простил грех и снова даровал ему дар чудотворения. Из жития преподобного Иакова Постника.
На себя надеяться - это неправильно. Вспомните пример того же Апостола Петра, который думал о себе, что он готов пойти и на смерть ради Господа. «Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною. Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.» (Ин. 13: 36-37). На что Господь отвечает ему: «душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.» (Ин. 13: 38). Помимо любви нужно иметь и смирение, осознание своей греховности, чтобы надеяться более на Бога, нежели чем на себя. Господь лучше знает нас, и на что мы способны, поэтому надо доверять Ему и надеяться более на милость Божию, чем на себя и свой ум: «без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5). Самое главное при любых обстоятельствах – держаться за Господа Иисуса Христа, и Он не оставит.
«Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.» (2-е Фес. 3: 3-5).