Для написания статьи использовался весь имеющийся в свободном доступе материал: воспоминания реальных участников, а также рассекреченные документы Министерства Обороны.
Продолжение
Начало можно посмотреть здесь
Итак, 11 августа 1943-го года в 16 часов 18 минут с аэродрома Ржавцы на боевое задание вылетели восемь советских штурмовых экипажей.
В связи с особой важностью задания, для сопровождения Илов были направлены истребители из 18-го гвардейского истребительного полка в который, в частности, входил знаменитая эскадрилья «Нормандия».
По словам участника штурма бронепоезда Прокофьева Бориса Георгиевича их сопровождало 12 самолетов Як-7.
Из них 8 человек наши летчики и четверо французы.
Правда в Журнале Боевых Действий 18 Гв. ИАП за указанное число упоминаются 4 Як-1 и 9 Як-9.
Яки-1 - это как раз были самолеты французов из "Нормандии". - примечание автора.
До линии фронта группа дошла без происшествий. Высота облачности до 600 м.
Неожиданно слева появилась большая группа немецких истребителей - до тридцати самолетов Фокке-Вульф FW-190 и Ме-109.
Все советские истребители сопровождения, бросив штурмовики, ринулись в бой.
Поэтому на цель Илы выходили уже без какого-либо прикрытия.
В том же журнале 18 Гв. ИАП указано, что советские истребители сопровождения провели два воздушных боя с 4 и 8 Фокке-Вульф FW-190, но безрезультатно. Израсходовав при этом 370 патронов ШВАК и 470 БС.
Лично у меня вопрос только в одном
Если "Фоккеров" было не так уж много (явно не 30, как вспоминал Прокофьев), почему вся группа прикрытия бросила летевшие на задание штурмовики? Неужели нельзя было разделиться?
Не исключено, что немцы специально оттянули Яки на себя, предупредив своих коллег о приближении советских штурмовиков.
Тем временем Илы, не долетев до станции Гривна, пересекли железную дорогу и принялись разыскивать вражеский бронепоезд.
Вскоре он обнаружился в ложбине недалеко от станции Павлиново.
В небе над ним барражировала восьмерка "Фоккеров".
Примечание
Обратите внимание - восьмерка!
Ровно по числу летевших на задание советских штурмовиков.
Их явно здесь уже поджидали.
Медлить было нельзя!
С высоты 600 до 150 -200 м под углом 30° Илы поочередно пошли в атаку.
По словам Прокофьева первым был сбит штурмовик лейтенанта Отчика.
Затем лейтенанта Козина.
Тем временем, первая четверка уже накрыла бронепоезд и начала выходить из атаки на малых высотах.
Следующим атаковал старший лейтенант Левченко.
Настала очередь самого Прокофьева.
Быстро отстреляв по цели "эресы", летчик дал вслед несколько очередей из пушек и пулеметов. После чего приготовился выходить из пикирования, и при этом высыпав на противника 200 небольших кассетных бомб, которые находились в 4-х касетах.
Справка
Речь тут идет о ПТАБ-2,5 и 1,5 - специальных небольших авиабомбах предназначенных для поражения бронетехники.
Неожиданно, еще во время пикирования, самолет Прокофьева изрядно тряхнуло. Он оглянулся и увидел, что отваливается левая плоскость.
Еще через мгновение Ил загорелся, как-бы остановился и словно начал проваливаться.
Прокофьев дважды крикнул стрелку младшему сержанту Дмитрию Скоркину
Митька, прыгай!
Но, тот не отзывался.
После чего неподалеку от кабины пилота разорвался снаряд, который очень кстати сбил фонарь с кабины. Благодаря чему Прокофьев и успел выбраться из неуправляемого Ила и выпрыгнуть с парашютом.
Итог этого боя был следующим
Задание было успешно выполнено, вражеский бронепоезд уничтожен.
Со слов сумевших вернуться обратно на аэродром лейтенанта Никифорова и бортстрелка Борковского
В центре целе замечен огромный столб черного дыма. Западная часть цели сброшена с пути. Цель уничтожена.
Позднее разрушенный атакой бронепоезд захватили наши наступающие наземные войска.
В наградном листе на воздушного стрелка сержант Салахова Аспаха Салаховича мы можем прочитать
При этом были потеряны Илы Левченко, Козина и Соколова.
Как конкретно не уточняется.
Но по воспоминаниям того же Прокофьева попавшего к немцам и встретившего в Рославле стрелка из экипажа Левченко Добровольского, сразу после атаки на бронепоезд самолет Левченко сбил Фокке-Вульф-190, который зашел слева и дал длинную очередь из пушек по передней кабине. Добровольский чудом сумел выброситься с парашютом во время стремительного пикирования.
По немногим имеющимся противоречивым данным
Исаев был сбит вражескими истребителями неподалеку от бронепоезда.
Литвинов тоже, но сумел дотянуть до линии фронта и приземлиться.
Прокофьев и Отчик сбиты в районе цели зенитной артиллерией противника.
Никифоров вернулся на аэродром с сильно пробитой зенитным снарядом левой плоскостью.
За успешное выполнение боевой задачи экипажи были представлены к высоким правительственным наградам.
Старший лейтенант Соколов Георгий Васильевич
Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Сержант Салахов Аслах Салахович
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Лейтенант Литвинов Федор Иванович
Награжден орденом «Красное Знамя».
Младший сержант Зуйков Иван Егорович
Награжден орденом Красная Звезда.
Лейтенант Никифоров Михаил Павлович
Награжден орденом «Красное Знамя».
Младший лейтенант Исаев Борис Николаевич
Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Старший сержант Зворыгин Геннадий Сергеевич
Награжден орденом «Красная Звезда».
Причем Зворыгин 20 августа 1943 года был ранен и направлен в госпиталь на станцию Павлиново, в 179-й медсанбат. То есть как раз в район нахождения разрушенного Илами немецкого бронепоезда. С декабря 1943-го числится пропавшим без вести.
Старший лейтенант Левченко Борис Антонович
Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Старший сержант Добровольский Станислав Александрович
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Лейтенант Козин Анатолий Степанович
Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Сержант Пряхин Иван Дмитриевич
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Лейтенант Прокофьев Борис Георгиевич
Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Младший сержант Скоркин Дмитрий Александрович
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Лейтенант Отчик Владимир Георгиевич
Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Старший сержант Григоренко Владимир Алексеевич
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Как видите, были награждены все за исключением бортстрелка Борковского. Я так и не смог найти этого человека в списках 230 ШАП. Пилот этого Ила, Никифоров, заслуженно получил Красную звезду. А вот его стрелок Борковский почему-то ничего.
И еще
После боя к немцам попали Прокофьев, Добровольский и Салахов.
Все трое позднее были освобождены войсками Красной Армии.
Заслуженные награды при этом остались за ними. И это справедливо.
Немного от автора.
Никто, конечно, не спорит - война есть война!
Но если бы их над целью сопровождали наши истребители все могло быть иначе.
Наверняка наших Илов тогда уцелело бы гораздо больше.
А так, лучшие экипажи штурмового полка, не вернулись.
Как пел В. С. Высоцкий " Только он не вернулся из боя."
Приходит на ум Константин Симонов с его незабвенными "Живыми и мер ".
Помните, как справедливо возмущался попавший в похожую ситуацию летчик сбитого советского бомбардировщика:
- Видели, как сталинских соколов, как слепых котят… — начал летчик. Голос его горько дрогнул, но он пересилил себя и, ничего не добавив, еще глубже надвинул шлем.
— Лучший штурман полка по слепым и ночным полетам, — сказал летчик, повернувшись к раненому.
— Мой штурман! Лучший экипаж в полку был, отдали на съедение ни за грош! — опять срываясь в рыдание, крикнул он и, так же мгновенно, как и в первый раз, взяв себя в руки, деловито спросил: — Поехали?
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
Делитесь мнениями.
Желаю Всем мира и добра!
Как всегда, Ваш Алекс Путешественник.
#великая отечественная война #герои войны #летчики герои #подвиг народа #история