Мураками решил собрать в одну книгу ряд своих статей и эссе посвященных личному опыту писателя. Именно как писателя. У кого то может возникнуть мысль, что если успешный писатель честно напишет о своей творческой кухне, то это будет хороший учебник для начинающих писателей. Но это не так. В начале своей книги Мураками признается: «Это прозвучит радикально, но тех, кто пишет прозу, наверное, можно охарактеризовать как «особый тип людей, которые полны решимости сделать ненужное нужным». И это высказывание очень точно характеризует именно эту книгу, даже в гораздо большей степени, чем любую другую. И чем больше автор старается быть интересным и полезным читателю, чем больше убеждает, в первую очередь себя, а затем читателя в важности и нужности его опыта, а значит и советов, тем сильнее в результате будет разочарование для тех, кто решит «повторить рецепт» автора.
При этом Мураками человек честный и прямо предупреждает любого решившего стать писателем: «по своей сути создание прозы все ж таки довольно «идиотское» занятие. Ты сидишь сиднем в комнате, один, как сыч, и словно заведенный крутишь текст туда-сюда: «Так не пойдет! И так тоже не годится!». И так за письменным столом проходит твой день, но за доведение до совершенства одной-единственной строчки текста никто тебя не похвалит, аплодисментов не будет. А когда книга уже будет написана и опубликована то на эту твою идеальную строчку скорее всего ни один человек так внимания и не обратит.»
А какие все таки советы дает Мураками «начинающим писателям»? Ну чаще всего это очевидные, банальные подсказки. «… я считаю, что человеку, который стремится стать писателем, нужно очень много читать.» Вот интересно, для многих людей эта мысль стала откровением? Можно подумать, что кто-то решил стать писателем, но ничего не читал и не любит читать. Хотя я знал нескольких, которые утверждали, что читать других авторов, особенно хороших писателей с ярким, оригинальным стилем, вредно. Якобы будешь писать как они. Нужно быть «чистым листом». Ну обычно такие гореписатели так и остаются пустым местом, и, в лучшем случае, пишут серо и безлико, очень похоже на других писателей, но плохих писателей. А писать как Толстой, Чехов, Набоков или Платонов очень непросто.
Или вот Мураками вспоминает: «Я вставал с утра пораньше, разогревал себе кофе и четыре-пять часов работал за письменным столом. Если писать в день по десять листов, то за месяц получится триста. За полгода — тысяча восемьсот листов.» Да разве проблема просто написать десять листов, проблема написать хорошо. Хотя бы одну строчку, но хорошо. А вот про это Мураками не говорит. Правда в одном месте он вскользь касается этой важной темы: «Когда я пишу прозу, я чувствую, что не столько сочиняю текст, сколько играю музыку.» Ну что это за музыка, какие инструменты он использует, как научился играть эту музыку?
И все таки «Писатель как профессия» это очень хорошая проза, ненужная будущим писателям, но очень нужная настоящим читателям.
«Каждый день я встаю с утра пораньше, варю себе кофе, наливаю его в большую чашку, ставлю ее на рабочий стол и сажусь за работу. Это — настоящее счастье.»
Харуки Мураками «Писатель как профессия» М. Эксмо. 2020. 320 стр.
#книги #литература #Мураками #рецензии #Писатель как профессия #харуки мураками #книга