Найти тему

АБА-терапия или Floortime: какой метод эффективнее при аутизме?

Поговорим об ошибках, которые совершают родители при выборе способа реабилитации.

Мне очень часто пишут в комментариях именно про эти два метода, причем категорично: "АБА лучше" или "пользуюсь только Floortime". Давайте разберемся, в чем нюансы этих методов реабилитации детей с особенностями развития.

Фото из сети
Фото из сети

Floortime, буквально, "время на полу", это - взаимодействие на одном уровне с ребенком. Ребенок прыгает - прыгает родитель, ребенок выкладывает рядочки - родитель делает то же самое. И, с одной стороны, старший следует в игре за младшим, с другой - предлагает младшему какие-то новые нюансы действий, например, прыгнуть, и похлопать, положить игрушки не в один, а в два ряда и т.п. Считается, что такой метод работы очень комфортен для ребенка: взрослый старается, чтобы все происходило максимально добровольно. Также он комфортен для взрослого тем, что этот метод без слез: ребенок вроде не протестует, и ты не чувствуешь себя последней гадиной. Вин. Но во многих случаях его упрекают в низкой эффективности: аутята, как правило, любят делать совсем специфические вещи, а любые подвижки в мир нормальных, разумных требований и знаний это сопли, вопли, стоны.

Фото из сети
Фото из сети

АБА-терапия также называется "прикладным анализом поведения". Мы анализируем поведение ребенка заранее определенными методами и ставим себе задачу: "Что нужно сделать, чтобы... ребенок вел себя не так, как сейчас, а так, как мы хотим..."

Если во Floortime взрослый следует за ребенком и слегка подталкивает его в нужную сторону, то в АБА-терапии взрослый решительно берет его за руку и ведет туда, куда ему, взрослому, нужно.

АБА-терапию упрекают в жесткости подходов и механистичности: ребенка принуждают действовать по определенному алгоритму, игнорируя или даже наказывая за протест, и вознаграждая конфетами за сотрудничество :) В общем, кнут и пряник в действии.

Поначалу, когда никаких видимых результатов нет, этот метод кажется противоестественным. Маленького ребенка приучают заниматься за столом часами (при официальной возрастной норме в 15-40 мин.). Обучение иногда вызывает у ребенка истерики и слезы. А родителю очень трудно понять, где собственно потакание капризам, а где - нормальная родительская доброта и ласка. Ты решаешь это ежесекундно, в каждой новой ситуации - заново.

Я, так, не разобралась до сих пор.
Вот такая площадка в другом городе
Вот такая площадка в другом городе

Каждый раз, когда я на чем-то настаиваю - я в этом не уверена. Иногда вижу, что все это напускное и я права, иногда - нет. Например, мы поехали с сыном в другой город по делам. К выборам там поставили новый детский парк. Совсем не малышковый, а очень экстремальный: с трехэтажными горками, высокими подъемами, мостами и т.п. Сын туда отказался идти категорически: цвет не тот (коричневый), фасон не приглянулся. Но на обратном пути я настояла, что я, мама, хочу посмотреть, а он пусть терпит - в итоге ребенок бесился в парке полчаса в компании других детей, хотя конечно скорость разгона на этих горках- дасс...

Сравнивать эти два метода все равно, что сравнивать дрель и половник.

Дрелью вы можете сделать дырку в стене, а половником - налить суп. Наоборот, - не получится. Т.е. какие-то задачи решаются Floortime, а какие-то - АБА.

Какие же это задачи? Например, игру лучше ставить через Floortime, на Floortime хорошо запускать речь, вся отечественная игровая логопедия детям до 3-х, это, по сути, ближе всего к Floortime.

АБА-терапия все-таки управляет тем, что ребенок может контролировать или постепенно учит его контролировать. А речь неговорящий ребенок, особенно если там моторная алалия, контролировать не может. Нарушена произвольная регуляция, поэтому он не прикалывается - он действительно не может сказать "а" или "у". Тогда на помощь приходит Floortime. Чтобы создать "положительный аффект" и вызвать речь: там дудят в трубку, стреляют из пистолета, кидают шарики в стаканчик, играют с песком и сенсорными коробочками, заворачиваются в одеяло, гладят кошек, ну и т.д. и т.п.

Напомню, что мой собственный ребенок в 2 года почти ничего не говорил, и не собирался. Сначала мы его отвели к игровому логопеду - стал лучше понимать речь, спонтанно повторять слова, потом мы отвели его к АБА-тераписту + домашнее АБА, ребенок научился слЫшать взрослого понял, что речь - это инструмент взаимодействия, скажешь: "конфета" - конфету получишь. Мы использовали оба метода ВМЕСТЕ, - и сын заговорил к 3-м годам.

И вот в этот момент мы прервали АБА, чтобы ребенок мог ходить в садик и сосредоточились на обучении в игре. Дома АБА оставалось, но несколько часов в неделю, чтобы одевался, за ручку ходил. Что я могу сказать? Ребенок определенно говорил, но речь его развивалась очень медленно: мы застряли на уровне ОНР 2, потому что само игровое обучение очень медленное и комфортное, а самому ребенку было весьма комфортно говорить "Дай сок", "Хочу на ручки" - не двигаться дальше...Тогда мы ушли от логопеда и полностью вернулись методам АБА: к карточкам, фразовым конструкторам, визуальному расписанию, наговариваниям по 1000 раз одного и того же, и на этом вывезли речь сына на уровень ОНР 3.

А сейчас пора снова делать акцент на Floortime: сын более-менее изъясняется, умеет играть, но в его игре не хватает партнерства, плохо развиты представления о чувствах других.

Какое мое мнение?

Если есть возможности, нужно сочетать оба метода. Они не противоречат, они дополняют. Обычно рекомендуется 15-20 минут занятий за столом, 15 минут игры. Шикарно, если игра становится наградой за сотрудничество во время занятий за столом. Шикарно, если ребенок выучил что-то в игре. Но... при всех своих плюсах Floortime более трудоемкий и его цели не такие четкие: в ходе игры вы можете прекрасно подтолкнуть ребенка к развитию, но также успешно можете топтаться с ним на одном месте. Также надо учитывать специфические потребности аутистов: куколки-роботы могут напугать, а не заинтересовать, а вот неоновые палочки, мыльные пузыри, лизуны, мялки, скорее всего, станут героями дня.

Также в какой-то период жизни или у какого-то конкретного ребенка будет больше помогать Floortime, а в другое время и с другим ребенком - АБА.

Ниже я написала, в каких случаях лучше АБА, а в - каких Floortime.

-4

А вы что думаете? И каким методом пользуетесь?