Кроме директора школы, у нас работали все учителя женского пола, даже физкультуру и трудовое обучение вели #женщины. С первых дней я подружилась с молодыми учителями: Шавловской Любовь Викентьевной и Илляшенко Светланой Владимировной. Обеим было далеко за двадцать пять лет, невесты на выданье. Из-за того, что незамужем, считали себя нестандартными личностями с современным мышлением. Учителя —физкультуры Татьяна Ивановна и трудового обучения Валентина Николаевна , тоже на тот момент молоды, обе замужем и с детьми: у первой - две девочки, второй- аж трое мальчишек. А девчонки : Люба и Света почему-то только меня приняли в свою компанию, заметив, что с виду я тихая , но за словом в карман не лезу. Остальные учителя возрастом постарше, за сорок лет, вечно жужжали на нас , как в мультфильме : « Эх, молодежь.».
Светлана Владимировна Илляшенко , единственная дочь у родителей, очень воспитанная с детства, примерная во всех отношениях, белокурая блондинка от природы, преподавала английский язык. Она заменила ту англичанку, которая заболела парезом лица и оставила школу. Интересная и слегка #казусная история произошла со Светой. Она всегда приходила на работу с макияжем, при этом нарисовано все: брови, стрелки наведены на веки, тени, тушь, помада , румяна. Однажды она приболела, а жила рядом со школой и ученики пришли ее проведать . Светлана открыла им дверь, будучи не накрашенной. Дети ее не узнали, сказав, что пришли проведать Светлану Владимировну. Ей пришлось пригласить и поить их чаем, представившись троюродной сестрой самой себе.😂
Ученики заподозрили какое-то сходство с сестрой , поверив, что Светлана Владимировна в данный момент в поликлинике.
Любовь Викентьевна - невысокого роста , кареглазая шатенка, худенькая , с осиной талией , но грудь третьего размера, может и больше. Она , вроде, держала осанку, но ее великолепная грудь тянула вперёд и от этого она очень быстро и шустро почти бегала, а не ходила . Учительница младших классов , выпускала чудесные классы. Дети замечательные: весёлые , любознательные , добропорядочные и добросовестные . Я считала великой заслугой Любови Викентьевны воспитание таких качеств в детях. Потому что ещё два учителя начальных классов выпускали учеников, при этом ощущалась небо и земля между детьми. О Любови Викентьевне и о ее учениках, в которых я влюблена до сих пор, у меня много рассказов впереди , сейчас —про веру и сало.
Мой талисман , #завуч Рыбалкина Александра Николаевна, зачастила ходить на мои уроки с методической помощью. Помните, мы с ней обе учителя русского языка и литературы.
Причин посещения сугубо моих уроков несколько:
- старые учителя, все свои, вроде опытные и проверять нечего;
- план посещения заведующими учебной частью никто не отменял;
- вместе со мной одновременно пришла в школу после « ни/яза » Илляшенко Светлана Владимировна, бывшая выпускница этой школы, отличница и завуч сама не блистала знаниями английского языка. Ограничилась парой- тройкой посещений ее уроков;
- благодаря Рыбалкиной Александре Николаевне произошло мое становление #учителя русского #языка и #литературы. Не зря говорили, что после института заново начинаем учиться на практике. Она не делала мне замечаний , а мягко давала советы, которые я тут же брала на вооружение .
Не всем ее советам, я внимала.
Вспомните мою #нелюбовь к политинформациям. На всех уроках , наверное, гуманитарного направления требовалось военно- патриотическое воспитание. На моих уроках , как выступала завуч младших классов :
- Велика Жовтнева революція перемогла. Ось тобі підмет- революція, ось тобі присудок - перемогла!
Надо же , я запомнила пример, который приводила эта немного злая, но умеющая вовремя поддержать руководство , дама :
- Великая Октябрьская революция победила. Вот тебе подлежащее - революция, а победила - сказуемое.
— Что же здесь такого сложного, двух зайцев убиваете , — визжала противным голосом она.
Ей, как человеку и, вроде бы, отличному #педагогу выделю отдельную тему, не сегодня.
Про Великую Отечественную войну с удовольствием рассказывала ученикам, диктовала предложения, но этого было мало для воспитания духа патриотизма.
Я не против Великой Октябрьской революции, но мне хотелось диктовать ученикам : «Уж небо осенью дышало», рассказывать, что сказка «О царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», поэма «Руслан и Людмила» - это гимн верной любви.
Вопрос о подсознательном сопротивлении не превращать мои уроки в сплошной патриотизм , бурно обсуждался на каждом педсовете , может, раза три.
Теперь самое весёлое, после первого моего педсовета накрыли стол , принесли всякие украинские вкусности и, конечно же , сало и самогон, кстати, этот напиток почему-то единственный раз видела в учительской. Готовили очень вкусно, особенно одна учительница труда, приносила из дома глиняный глечик , посуду из натурального дерева и обучала девчонок кулинарному искусству и непременно учителей угощала.
Сейчас не помню, возможно, ещё какой-то повод послужил причиной для употребления спиртного напитка в учительской. Я немного расстроилась педсоветом, но как ни в чем ни бывало накрытие стола, в какой-то мере даже умилило. Директор школы не пил никогда , ссылаясь на высокое давление, а вот остальные понемногу пригубили.
Отказалась и я, сказав фразу, ставшую крылатой за весь период моей работы в этой школе : « Мне моя #мусульманская вера не позволяет пить самогон, есть сало, изменять мужу». Народ напрягся, мои слова воспринял очень серьезно, затем все годы следил, нарушу ли я те заповеди, о которых заявила .
Я, действительно , не ела сало, на дух не переносила. В #Азербайджанской кухне , сами понимает , он отсутствует по религиозным мотивам. Увидела на Украине и не понимала , как можно есть сырой жирный кусок. Самогон , тем более, не пила , в моей семье бутылка вина, начатая с мужем на Новый год , могла простоять и до 8 марта , и до майских праздников. Кстати, мои подруги : Люба и Света предпочитали бокал хорошего вина и чашку ароматного кофе.
Скажете, что она все о себе да об учителях и ни слова про учеников. Забегая вперёд скажу, что про любимых учеников рассказов — масса. Только с ними я была счастлива: уроки— само собой разумеющееся ; приходили ко мне в гости домой; ездили в Киев: музеи, театры, концерты . В школе проводила вечера, посвящённые Пушкину, Ахматовой, Цветаевой , Высоцкому, Ломоносову- это не весь перечень . Расскажу про педсоветы, связанные с моими вечерами, не все сразу , проявите терпение.