Любое литературное произведение есть отражение реальности. Другой вопрос, что реальностей может быть гораздо более одной. И это не фантастические, а вполне осязаемые реальности, хорошо описанные Лоуренсом Лешан в книге о природе возникновения войны, войн (Если завтра война? - https://www.livelib.ru/author/205011/top-lourens-leshan).
В связи с этим меня заинтересовал вопрос мифрила, о котором так много пишут авторы фэнтезийных романов и повестей.
О фэнтезийных произведениях как таковых, их классификации я уже писал: https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/fentazi-zametki-po-povodu-5eb2ec8c44b0643059f5911b
Да и о разных пластах реальности я так же писал: https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/raskol-mirov-5ee6676958e89267a97ad557
Возвращаемся к мифрилу.
Согласно Википедии: Ми́фрил, ми́трил, ми́фриль, ми́триль — вымышленный благородный металл, впервые упомянутый в легендариуме Толкина и присутствующий в ряде фэнтезийных вселенных.
Согласно ещё одному источнику (https://posmotre.li/Мифрил)
Мифрил - фэнтези-металл, зачастую сверхпрочная и сверхлегкая разновидность серебра. Во многих произведениях жанра фэнтези на данный момент технология изготовления мифриловых доспехов и оружия утрачена, поэтому они встречаются очень редко и считаются чуть ли не мифическими. Иногда мифриловые изделия называют даже артефактами. Реже мифрил - это достаточно распространенный материал для изготовления лёгких доспехов средней прочности.
Различные авторы и толкователи давали разные варианты, где же мифрил может располагаться в таблице Менделеева.
· Алюминий. Pro: лёгкий, пластичный. Contra: непрочный, и черта с два выплавишь с технологиями ниже XIX века.
· Титан. Pro: лёгкий, относительно пластичный, устойчивый к кислотам, а по прочности и вязкости сопоставим с современной броневой сталью. Contra: чёрта с два выплавишь в средневековой печи или заточишь.
· Скандий. Pro: лёгкий, прочный, пластичный. Contra: слишком химически активен, подвержен коррозии и даже более горюч, чем титан.
· Некий специфический сплав того, другого и третьего (возможно, даже самородный), пропитанный вдобавок «соответствующей магией»(с).
· Сплав титана и золота. Pro: пластичный, устойчив к агрессивным средам, тугоплавкий и прочнее титана. Contra: Чёрта с два выплавишь в средневековой печи. В современной тоже сложно приготовить сей фрукт. Кроме того, тяжелее стали. Не путать с имитацией платины на основе титана, его открыли только в 2016 году.
· Титано-тантало-вольфрамовые твёрдые сплавы (ТТК). Pro: устойчивые к агрессивным средам, тугоплавкие и прочные до ужаса. Contra: непластичные, только для фулл плейта (само то для гнома). Хрупкие — цельное оружие из ТТК разлетится мелкими брызгами после первого удара, цельная броня после него же осыплется на ботинки (разве что напаивать ТТК на стальную основу, как в режущем инструменте). Чёрта с два выплавишь в средневековой печи.
· Композит алюминий+серебро+углеродные нанотрубки. Pro: лёгкий, пластичный, крепкий, сверхпроводник (Чем электричество не магия?). Contra: химически нестоек, до сих пор нет технологии производства в объемах больше нескольких миллиграммов.
Справедливости ради: у Толкина, тропнеймера, везде, где его выплавляли - не средневековая печь, а вполне себе высокие технологии, иногда - у сверхцивилизаций.
Вот так рассматривается мифрил в фэнтезийной литературе:
· «Властелин Колец» и другие произведения Толкина об Арде и Средиземье. Мифрил - наидрагоценнейший из металлов, добывавшийся только в Мории и Нуменоре. Похож на серебро, при этом прочен как сталь, легко куётся («ковкий, как медь») и очень лёгок. Кольчугу из мифрила носит Фродо, и она спасает ему жизнь.
· Ник Перумов, «Кольцо Тьмы» - педаль в Морию: в мифрил закованы все трое главных героев, что (в сочетании с боевыми навыками, конечно) превращает каждого из них в армию из одного человека… то есть гнома.
· У Еськова в Последнем кольценосце мифрил является сплавом серебра, никеля (суммарно −98 % массы) и нескольких редкоземельных металлов. Точнее, считается таковым, однако в эпилоге указано, что в тамошней современности воспроизвести по общеизвестному составу мифрил никому не удаётся - сплавы не имеют прочности мифрила.
· МТА Милослав Князев: мифрил - это алюминий. В «сыром» виде - идеальная основа для амулетов, так как легко впитывает магию всех видов. Если его заколдовать — становится очень прочным «оружейным» металлом.
· Георгий Лопатин, «Попаданец обыкновенный» — аналогично. ГГ даже наладил производство мифрила-алюминия из глины (сначала выход металла был незначительный - несколько граммов на тонну сырья - но по мере улучшения технологий вырос до нескольких килограмм на тонну), чем заметно снизил стоимость считавшегося редким и ценным металла.
· Сергей Садов, «Ледяная Принцесса» - аналогично, причем не только чистый алюминий aka «рунное серебро», но и в сплавах; для чего-то оптимальным оказался дюраль — что заодно позволило знакомому главной героини-мироходицы из нашего мира замаскировать производство оружия для неё с друзьями под мерчандайз для ролевиков и реконструкторов. Впитывание любой магии алюминием подано как одновременно преимущество и недостаток - рунную вязь на нем приходится делать вручную без применения магии, чтобы не активировать до готовности (иначе работа псу под хвост, а материал надо отлеживать сотню-две лет в обезмаженных могильниках, пока паразитная магия не выйдет), лимитируя этим сложность и тонкость работы - в итоге выгодным оказывается сделать её в нашем мире лазерной гравировкой с ЧПУ. Сделана даже привязка к современной химии - по опытам героини, магически оказывается вся соответствующая группа периодической таблицы, но бор малопригоден, чтобы что-то из него делать подобно металлу, а даже лучше алюминия по магическим свойствам, но гораздо дороже (и обеспеченная ГГ использует его для напыления в паре ответственных мест).
· Межавторский цикл «Девятимечье» (Белый Меч, если быть точным) - толкиновскому мифрилу добавляется еще одно свойство. Поскольку у Толкина он порой называется «истинным серебром», автор переносит на него приписываемый серебру эффект поражения нечисти. Получается гораздо более практичный материал для борьбы с мертвяками, чем чистое серебро и даже посеребренная сталь.
· Роман Злотников, «Вечный» - самым ценным веществом известной части вселенной считается келемит, сверхпрочный, сверхтвёрдый и сверхдорогой (полный доспех с келемитовым напылением стоит как звёздный флот). Так вот, главный герой является единственным обладателем «митриллового клинка», способного рубить келемит как картон. Сие, правда, не означает, что митрилл существует как отдельное вещество — такое свойство шпаге Счастливичка обеспечил лично Творец, причём абсолютно мимоходом (без этого герой наотрез отказывался признавать, что он и есть тот самый Вечный из легенд).
· «Славься, Темная Властительница!» — немного отличается от варианта Толкина. Главными пользователями предметов из мифрила являются маги, ценящие его как эффективный аккумулятор энергии. А вот дальше начинаются сложности. Чтобы мифрил работал в полную силу, он должен непосредственно контактировать с телом. Так что для стыдливых - украшения или амулеты под одеждой, для бесстыжих (ну, или утративших одежду в ходе магического боя) - бронелифчики или даже мифриловый гульфик на цепочках. А еще, если повесить на себя слишком много заряженного мифрила, можно взорваться от разности потенциалов, на чем погорел один чародей-император, заказавший себе полный мифриловый доспех.
А вот что пишет по этому поводу Александр Марфин в статье «Тайна мифрила», выдержки из которой приводим ниже:
Итак, что мы знаем о мифриле от самого Толкина? Мифрил, или морийское серебро, - это прочный и легкий материал («ковкий, как медь, блестящий, как стекло; гномы могли сделать из него металл, легкий и еще более прочный, чем закаленная сталь»), очень дорогой и редкий («он стоил в десять раз дороже золота»).
Гномы добывали мифрил в копях Мории, пока в погоне за ним не ушли так глубоко, что разбудили «Проклятье Дурина» - балрога. После этого гномы были вынуждены покинуть Морию, и добыча мифрила прекратилась. К началу событий, которые описываются в трилогии, он стал редок в Средиземье («а теперь он бесценный; потому что мало что осталось под землей, и даже орки не осмеливаются копаться здесь»). Очевидно, что мифрил добывали из сырья, которое было легко узнаваемо и которое можно было отличить в массе породы (скорее всего, это были магматические горные породы).
Мифрил, согласно Толкину, был пластичный («ковкий, как медь»), легкий, но при этом очень прочный. Это довольно противоречивые свойства. Как раз во времена, когда Толкин писал свой роман, в промышленности стал применяться легкий и прочный металл, который мог вдохновить писателя. Это титан. Прочность металлического титана примерно равна прочности стали, при этом он на 45% легче. В сравнении с алюминием металлический титан примерно на 60% тяжелее, но в два раза прочнее. В атмосферных условиях титан покрывается защитной оксидной пленкой и не ржавеет.
Промышленно значимые месторождения титана - россыпные и магматические. Основная добыча титана ведется на россыпных месторождениях, это обусловлено, как правило, более легким способом их отработки. Однако в мире есть примеры добычи титана и из магматических горных пород: это Tio Lake в Канаде, Tellnes в Норвегии и Panzhihua в Китае.
Известно около 80 минералов титана, из них в промышленности используются ильменит, рутил, лопарит и лейкоксен.
Ильменит (FeTiO3, назван так в честь Ильменских гор на Урале, где был впервые найден) - черный минерал подкласса сложных оксидов с полуметаллическим и металлическим блеском; образует таблитчатые и пластинчатые кристаллы.
Рутил (TiO2, от латинского rutilus - «красноватый») образует кристаллы в виде призм, столбиков, часто игольчатые; имеет алмазный блеск. Цвет минерала черный, коричнево-красный, коричневый, в тонких сколах может быть бесцветным.
Лопарит ((Na, Ce, Ca)(Ti, Nb)O3, по русскому названию («лопари») народности Кольского полуострова саамы) встречается в виде кубовидных кристаллов, цвет черный, черно-коричневый, в тонких срезах красно-коричневый.
Лейкоксен - это мелкозернистый продукт изменения титановых минералов (перовскита, ильменита, рутила, титанита), состоящий из оксидов железа и титана.
Можно упомянуть еще об одной версии происхождения мифрила (правда, эта версия официально с миром Толкина не связана). К. Ю. Еськов в своем романе «Последний кольценосец» писал о технологии изготовления этого металла так:
«Кстати, о мифриле. В музеях Арды таких кольчуг ныне имеется аж четыре штуки, но технология изготовления как была неизвестна, так и остается. Если хотите, чтобы приятель-металлург запустил в вас чем-нибудь тяжеленьким, задайте ему невинный вопрос об этом сплаве. Тыщу раз мерили: 86% серебра, 12% никеля, дальше хвост из 9 редких и рассеянных металлов - от ванадия до ниобия...
Последний штурм этой проблемы предприняли пару лет назад ушлые ребята из Арнорского центра высоких технологий, получившие под это дело специальный грант от Ангмарской аэрокосмической корпорации. Кончилось всё опять пшиком: представили заказчику двухмиллиметровой толщины пластину из некого вещества (86,12% серебра, 11,96% никеля и далее по списку) - якобы это и есть самый настоящий мифрил, а всё остальное не более чем легенды; ну и, как водится, потребовали новых денег на изучение этого своего творения. Главарь ракетчиков не моргнувши глазом извлек из-под стола заряженный музейный арбалет, навел его на руководителя проекта и предложил тому прикрыться своей пластиною: выдержит - получишь требуемые деньги, нет — они тебе всё равно ни к чему. Проект, ясное дело, накрылся медным тазом...»
Однако всё это лишь предположения. Поскольку процесс производства мифрила и его происхождение Толкин не раскрыл, мы так до конца и не узнаем, был ли реальный прототип у мифрила.
Александр Марфин Тайна мифрила
https://elementy.ru/kartinka_dnya/1196/Tayna_mifrila
Видите: сколько много умных людей затронули тему мифрила? Собственно говоря, они породили некую новую реальность, которая непонятно – нужна или нет?
Ну, а теперь, внимание, вопрос: для чего всё это?
Что же касается самого мифрила, то, безусловно, его можно идентифицировать исключительно с титаном и его сплавами. И это интереснейшая тема. Поэтому авторам фэнтезийных романов всё-таки надо порой быть ближе к известным научным фактам, тогда и их произведения будут более законченными и блестящими, как мифрил-титан.