Всякое искусство имеет цель так или иначе влиять на человека. Переживать новый опыт, получать ранее неизвестные эмоции есть цель всякого исследователя. Решая эти задачи, человечество создаёт новые инструменты, открывая себе пути в неизведанное.
#Звук, наряду с цветом, одна из основных составляющих во вселенной, доступная для восприятия человеку. Зрение и слух – пути для восприятия человеком нового опыта и новых переживаний. Звук, как и цвет имеет волновую природу. Подобно художнику, который смешивая краски получает новый цвет, возможно смешать волны слышимого спектра и получить ранее неизвестных звук.
Смешивание различных параметров звуковых волн и есть процесс синтеза. Идея такого инструмента, способного буквально создавать новые музыкальные волны овладела человечеством еще в 17 веке. Однако первые серьёзные попытки создания такого инструмента были предприняты в США в конце 19 века. Американским инженером Тадеушом Кэхиллом в 1897 году был собран инструмент, имитирующий церковный орган «#телармониум » (телефон+филармония) Кэхилл предполагал использовать инструмент, как дополнение к телефонным станциям, позволяющее абонентам слушать классическую органную музыку по телефону. Но инструмент имел ряд особенностей: первый экземпляр весил порядка двухсот тонн, а кроме того – давал серьезные помехи в телефонной сети. Да и желающих слушать орган по телефону оказалось не много.
Вынужденная громоздкость электрических синтезаторов, и, как следствие, их астрономическая стоимость, были серьезным препятствием для развития этого направления. Всё изменилось с наступлением эры транзистора. Первый музыкальный #синтезатор, получивший широкое признание изобрел в 1920 году русский физик Лев Термин, это был знаменитый «Терменвокс». Инструмент обладал своеобразным звучанием и был довольно сложен в использовании. Однако он был технически успешным и высоко ценится до сих пор именно за его характерный звук. С этого момента можно начинать отсчитывать эпоху электронных музыкальных инструментов. Было разработано множество как уникальных, неповторимых экземпляров, часто в единственном экземпляре, так и коммерчески успешных известных синтезаторов. Например, орган Хаммонда или синтезатор Муга и многие другие.
Следуя по стопам инженеров-авантюристов, нами, командой « #звуковые обьекты » был создан синтезатор “Glaros”. Отличительной особенностью “#Glaros ” является то, что синтезатор совмещен с мощной акустической системой и интегрирован в интерьер помещения «Музея Цвета и Сладостей» в г. Евпатория, респ. Крым. Мы ставили себе задачу провести некую мыслимую параллель в сочетании восприятия человеком звука и цвета.
Основываясь на том факте, что звук и цвет имеет волновую природу, можно сопоставить некоторые физические характеристики оптических и акустических волн и прийти к интересным результатам. Так, существует соответствие между видимым диапазоном света (0,4 – 0,8мкм) и диапазоном слышимых звуков (456 – 913Гц). При этом это не является простым численным совпадением, а отражает особенности восприятия и обработки органами зрения и слуха человека.
Мы разделили «Glaros» на шесть секций, каждая из которых имеет собственный аудиовыход и может работать самостоятельно, независимо от других секций. Кроме того, сами секции «Glaros» аппаратно отличаются друг от друга, имея схожие элементы управления. Генерация звуковых волн каждой секции также осуществляется независимо, при этом создаются разнообразные сложные формы звуковых волн.
Все эти особенности позволяют «Glaros» выступать уникальным инструментом для познания звука вообще и звуковых волн в частности. Более того, инструмент рассчитан на то, что его операторами может быть как один, так и группа до шести человек. Стоит отметить, что чем больше операторов одновременно играют на «Glaros», тем более богатые звуковые палитры можно услышать.
Существует звукоподражательная теория возникновения «корневого первичного языка», сформулированная немецким философом Г.В. Лейбницом, которая связывает акустический образ, сопровождающий какое-либо природное явление и его зрительное восприятие, с тем, как человек произносит звуки, соответствующие этому явлению. Таким образом, древний человек находил в звуковых конструкциях, сопровождающих природные процессы примеры для подражания и повторения. Однако максимум спектральной плотности акустического излучения, вызванного природными явлениями, лежит в пределах от десятков герц до 3 килогерц, что как раз укладывается в речевой диапазон человека и определяется строением звуковоспроизводящих органов человека.
Синтезатор “Glaros” способен воспроизвести весь спектр слышимого человеком диапазона акустических волн.