Найти тему

Внимание! Как развить у непоседы концентрацию

Дети бывают разные. Кто-то с рождения спокойный: любит собирать пазлы, читать книги с родителями или сосредоточенно собирать конструктор. А кто-то и минуты не может усидеть на месте: ходит «колесом», прыгает с кровати, соберет половину «лего» и уже спешит заняться чем-то другим. Иногда таких детей называют гиперактивными (мы не говорим о клиническом диагнозе) или попросту непоседами.

Родители непосед, особенно тех кому 5-6 лет, часто переживают:
«Как же он будет в школе?» и стараются помочь ребёнку развить усидчивость. Усидчивостью называют комбинацию других навыков: терпения, внимания и концентрации.

Одним словом, усидчивый ребенок — этот тот, кто умеет концентрировать внимание на одной задаче на необходимое для решения этой задачи время.

Зачем развивать усидчивость

Если ваш ребёнок непоседа, то вполне обоснованно, что вы беспокоитесь за его будущее в учёбе:

  • как он просидит 30 минут на уроке,
  • и сможет ли внимательно слушать учителя,
  • а если будет «витать в облаках» и пропустит материал.

Опасность тут и правда есть:

если у ребенка не получится сосредоточиться на уроке, он пропустит объяснения учителя, не поймет тему. Сначала одну, потом другую, темы накопятся, и у ребенка появятся пробелы в знаниях.

Чтобы эти пробелы подтянуть, родители вечерами разбирают с детьми темы, делают вместе домашние задания, а, бывает, нанимают репетиторов. Но, не все так страшно. Есть способы, которые помогают детям развить терпение, внимание и концентрацию, то есть стать усидчивее.

Как же её развить

Игра — ведущая деятельность детей от 3-х до 7-ми лет.
Это значит, что
проще всего заинтересовать ребёнка какой-либо деятельностью — это включить в нее элементы игры.

Поэтому с дошкольниками плохо работают методы: «Сиди за столом и не вставай, пока не напишешь все буквы алфавита» или «Ты понимаешь, что чтобы добиться чего-то в жизни, нужно упорно трудиться». Чаще всего после строгих нравоучений и принуждений ребенок сделает то, что родитель попросил, но это действие не принесет глубинных, настоящих результатов — ребенок не полюбит учиться и трудиться.

-2

Есть популярные методы, которые учат ребенка концентрироваться на одной задаче:

  • собрать пазл,
  • решить логическую задачу,
  • собрать конструктор,
  • пройти нарисованный лабиринт,
  • или сортировать мелкие предметы по цвету.

Но, если ваш ребёнок непоседа, в начале пути, а, может, и дольше, вам нужно играть с ним. Вот, например, взялись вы собирать пазл.

Вы купили пазл с красной «Феррари» — должна же картинка увлечь ребенка. Вечером зовете его собирать: ребенок с радостью смотрит на картинку, берет одну детальку, вторую, складывает — получилось! Третьей не найти, ведь деталей куча и все похожие. Вы стараетесь его похвалить и помочь. В стараниях тратите 10 минут, но ребенок теряет интерес. И убегает играть в мяч.

Поэтому, кроме самого формата игры, важно постоянно поддерживать непоседу и держать его фокус внимания на игре, а это сложная задача. Такая задача, которая требует времени и внимания взрослого. В одиночку ребенок не справится.

20 минут - время, на которое ребенок 5-7 лет может концентрировать внимание на одной задаче.

Если у вас все же получилось увлечь ребенка пазлом и он собирал его с вами 20 минут — это победа. С первым шагом вы справились, теперь дело за малым: натренировать концентрацию, внимание и терпение.

Если собирать пазл раз в две недели по полчаса, то ребенку и вам придется каждый раз начинать сначала —
усидчивость, как и другие навыки, нужно тренировать системно.

Выходит, что любой родитель может помочь ребёнку стать усидчивее, если:

  1. Родитель придумает игру, где нужно в течение 20 минут заниматься одним делом.
  2. Будет совместно с ребенком играть в эту игру.
  3. Поддерживать чадо, следить и отмечать каждый его успех.
  4. Играть стабильно: минимум 2 раза в неделю.
  5. Устраивать маленькие перерывы и снова привлекать внимание.
  6. Будет строгим и мягким наставником одновременно.

Оцените, получится ли у вас выкроить время на такие игры или может лучше пойти погулять в парк с ребенком, а развивать усидчивость через шахматы.

-3

Что в шахматах такого особенного

Желание победить и азарт — главные двигатели, которые помогают ребенку не убежать играть в футбол во время партии, а довести ее до конца. А значит мало-помалу он учится сидеть на одном месте, сконцентрированный на одном единственном занятии.

Вот, как это работает

Чтобы победить в шахматах игрок должен внимательно следить за ходом игры: пропустил маневр соперника и потерял фигуру. Поэтому дети в шахматах по собственной инициативе не отвлекаются от игры. И чем они дольше играют, тем дольше длится партия: сначала 5 минут, потом 10 и 20. Ребенок растит уровень игры и следом, автоматически, вырастает время концентрации.

После занятий шахматами Даша поняла, что в середине партии нельзя перестать над ней размышлять и теперь доводит дело до конца. Лучше концентрируется. Она понимает: если прерываешь цепочку мыслей — проиграешь.

Егор и Екатерина, родители Даши (Даше 7 лет, занимается шахматами почти год)

Шахматы — это игра. В «Русской шахматной школе» шахматы в первую очередь — это игра. Спортивная составляющая — это уже во вторую, а то и в третью очередь. Никто не ругает ребенка, если он проиграл и никто не накаляет обстановку, как в моменты серьезных спортивных состязании. Поэтому дети ощущают азарт и проводят партию легко и непринужденно: они стремятся выиграть, побеждают и получают удовольствие. А значит, захотят поиграть не только один раз.

-4

Ребенок всегда получает поддержку. Ученик никогда не остается в игре один. Тренер всегда рядом: они обсуждают каждый ход, причины по которой ребенок принял такое решение и возможные исходы. Тренер помогает ребенку не потерять фокус на игре. Он чувствует, когда ученик устал и подбадривает его.

Ребенок занимается системно. Занятия в шахматной школе проводят в среднем два-три раза в неделю, а иногда и ежедневно. Ребенок успевает отдохнуть, переварить новую информацию, потренироваться самостоятельно и прийти на следующее занятие.

Урок длится от 30 минут — это индивидуальное онлайн занятие с тренером. Время занятия выбрано специально, чтобы ребёнок не устал, но и не расслаблялся, а с каждым разом прокачивал свой навык концентрации на занятии.

Когда только Максим начал заниматься в «Русской шахматной школе», ему было сложно сосредоточиться в течение 30 минут: он отвлекался. Но, спустя две недели он разобрался не только в азах игры, но и меня начал обыгрывать. Теперь полчаса занятий пролетают для Максима незаметно.

Ксения, мама Максима (Максиму 7 лет, занимается шахматами 5 месяцев)
-5

Ребенок тренирует навык постепенно. Шахматы помогают развивать навык постепенно: начиная с 5 минутной партии и до турниров, которые длятся 5-6 часов.

Когда Даша только начала заниматься шахматами, на турнирах она выигрывала только первые партии, а следующие ей давались тяжело, она уставала. После нескольких месяцев занятий Даша стала выигрывать и в последних встречах, она научилась распределять время и концентрироваться на задаче.

Егор и Екатерина, родители Даши
(Даше 7 лет, занимается шахматами почти год)

-6

Занятия шахматами с тренером — это неплохой способ развить усидчивость и подготовиться к школе.

  • Это развивающая игра, с поддержкой взрослого.
  • Игра, в которую играют системно — по расписанию.
  • Игра, которая автоматически тренирует терпением и концентрацию — без усилий извне.

Заниматься шахматами в «Русской шахматной школе» могут дети от 5 лет. Онлайн и офлайн — как удобно. Есть индивидуальные и групповые занятия.

Переходите на сайт, ответьте на 5 коротких вопросов, чтобы узнать как шахматы могут помочь вашему ребенку в учебе и жизни, и получите в подарок занятие в Русской шахматной школе👇 👇

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц