Каждый сам кузнец своего счастья. И мои родители тому хороший пример.
Сей сказ будет вестись об одной юной деве, сосланной добровольно (почти ) с образовательным десантом более полсотни лет тому назад в жаркое пекло на серьезную битву с безграмотностью и попавшейся на крючок замужества. И об одном юноше, который и поймал эту деву на крючок.
Нет, вы не подумайте ничего плохого и страшного, дракона там не было, а было непаханое поле работы для молоденьких учителей русской словесности , которым вменялось в обязанность приобщить к русскому языку подрастающее (и не только ) поколение даже в самых дальних закоулках среднеазиатских республик.
В общем . в том кишлаке, куда сослали мою маму, русский язык знала она , доктор и один молоденький паренёк, вернувшийся из армии.
И русский он выучил именно там , в армии. Это стало для него лучшей жизненной школой, ведь образование у него было 3 класса и те получил уже в юности, говоря современным языком, он был лицом без образования (и без документа о нём). Его основным учителем была жизнь и армейский командир, попавшийся ему на одном из начальных этапов жизненного пути.
В общем , к моменту их встречи, папа относительно хорошо говорил по-русски, имел дембельский альбом, фотографии из которого до сих пор хранятся в нашей семье и построил дом . В общем – жених на выданье. В отличие от мамы у которой всей собственности – чемодан с парой платьев, а в последствии родная мать в придачу с ещё одним чемоданом.
А встреча их случилась потому , что как-то надо было наладить коммуникации местного населения между учениками не говорившими по- русски и молоденькой русской учительницей, не говорившей на национальном языке. Поэтому в виде общественного поручения сельсовет приставил к молодой русской деве добровольного помощника, который после трудного рабочего дня (трактористом работал) помогал ей обустраивать быт и учил новому для неё языку.
В общем , к приезду будущей тёщи - он был (по его рассказам) по уши влюблён в русскую "домла" (учительницу). Мама сдалась только после тщательной обработки (читай - давления) вовремя приехавшей матери, которая описала ей тяжёлую жизнь в этом новом для них мире, который должен был стать им домом как минимум года на три (вроде столько должна была длиться отработка после училища). А тут - надежные мужские руки и готовый собственный дом , всё то, чего у них никогда не было. В общем , со стороны моей мамы был только голый расчёт, вернее , он был со стороны моей бабушки, а мама сдалась под натиском обстоятельств.
- Знаешь я ведь его совсем не любила, даже стеснялась, по крайней мере первые лет 15, но очень сильно уважала, и в конце концов поняла что именно он - мой мужчина. Пусть не русский, пусть без образования, но свой, родной, любимый -говорила мне, уже повзрослевшей, мама.
А тёща, то бишь , моя бабушка, до конца жизни (а ушла она , когда мне было 14) боготворила своего зятя и считала, что им с дочерью очень повезло.
А папа , что папа, он любил свою "домла" с первой встречи и до последней минуты своей жизни.