Фильм «Комиссар», созданный в год 50-летия Советской власти, был признан в СССР идеологически вредным. При этом интересно, что никто определенно не может дать ответ, за что именно запретили этот фильм. Разные авторы выдвигают лишь предположения и даже спорят между собой на эту тему. Попробуем разобраться, что же в фильме «Комиссар» так испугало советскую власть.
21 мая 2018 года в Швеции на 86-м году жизни умер режиссер и писатель Александр Аскольдов. На Родине его имя много лет старались не вспоминать — блестящие перспективы, которые могли ждать выпускника Высших режиссерских курсов оказались перечеркнуты одним единственным, дипломным фильмом «Комиссар» снятый по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».
Единственный публичный показ — на Студии Горького — в сентябре 1967-го сопровождался свистом и улюлюканьем зрительного зала. Несмотря на положительные отзывы знаменитых режиссеров Леонида Трауберга и Александра Алова, кинокритика Владимира Баскакова, на коллегии Госкино «Комиссара» обвинили в… антисемитизме, отречении от идей гуманизма и интернационализма, искажении истории революции. Фильм был назван «идеологической диверсией», запрещен к показу, негативы отправлены на хранение в Госфильмофонд на целых двадцать лет.
Рассказ Василия Гроссмана — про то, как революция меняет жизнь людей, в центре сюжета — история беременной главной героини (ее сыграла Нонна Мордюкова), бывшей прачки, ставшей суровым комиссаром, и бедной еврейской семьи, в которой она временно живет. Оператором дипломной работы Аскольдова стал Валерий Гинзбург, автором музыки — Альфред Шнитке.
ИЗ БИОГРАФИЧЕСКОЙ СПРАВКИ
Александр Яковлевич Аскольдов — советский и российский филолог, кинорежиссер, педагог. Исследователь творчества Михаила Булгакова и автор знаменитого советского фильма «Комиссар», который был запрещен советской властью. Родился 17 июня 1932 года в Москве. Детство провел в Киеве, где в 1937 году был арестован его отец, Яков Лазаревич Аскольдов (1893—1937) — крупный советский хозяйственник и герой Гражданской войны.
Фильм по нескольким причинам является знаковым. Прежде всего, он содержит радикальное переосмысление гражданской войны и ставит под сомнение многие идеологические стереотипы. А решение вывести еврейскую семью в центр драмы и сфокусировать повествование на этнической теме, можно сказать, неслыханно для советского кино.
И здесь важно снова вспомнить биографические сведения об отце режиссера. Яков Лазаревич Аскольдов — по национальности караим (тюркоязычная этническая группа, исповедующая караизм — религию, родственную иудаизму, но основывающуюся только на Ветхом завете и не признающую Талмуд и раввинизм) — родился в 1893 году в Слуцке, в семье землемера и народной учительницы. Революционер, он в 1917 году стал командиром отряда Красной гвардии в Слуцке. В феврале 1918 года был схвачен белополяками и брошен в Бобруйскую крепость. При занятии крепости немцами был освобожден и выслан в Россию. Позже возглавлял Витебскую губернскую ЧК, участвовал в боях Гражданской войны, будучи военным комиссаром 1-й Литовской стрелковой дивизии, членом Революционного военного совета 3-й армии Восточного фронта, помощником командующего войсками Харьковского военного округа. Неоднократно отличался в боях.
Вот такая героическая молодость отца, самоотверженно боровшегося за советскую власть, а после — трагический итог его судьбы — арест и расстрел за «шпионаж» в 1937-м... Конечно, это не могло не оказать своего влияния на творчество сына, который попытался выразить через фильм чувство страшного разочаровании в идеалах революции.
Необычными для советского кино стали религиозные мотивы, которые в фильме «Комиссар» не только ощутимы, но и фундаментальны в его визуальной структуре. Хотя в основном фильм характеризуется типичным для советского кино 1960-х реализмом, по нему рассеяны эпизоды, в которых имеет место почти фантасмагорический монтаж, модернистская стилизация и даже — в одной из наиболее знаменитых сцен — смелое историческое пророчество.
Так, когда в украинском городе Каменец-Подольске снимали финальную сцену, в которой евреев гонят на расстрел, требовалась массовка, «ни один еврей не захотел принять участие, — рассказывал Александр Аскольдов. — Никто из них просто не верил, что такой фильм можно снять в нашей стране». И тогда он отправил в ЦК Компартии Украины телеграмму с просьбой помочь организовать съемку. Начальство распорядилось: выделить по два еврея с фабрики, завода, кожкомбината… «Выделенные» пришли, и тут случилось то, чего предвидеть никто не мог.
Включили запись Пятой симфонии Сибелиуса, раздалась команда «Мотор!» и — массовка, не двигаясь с места, начала… рыдать. Оказалось, что именно под эту музыку и на этом самом поле в 1943 году немцы расстреляли еврейское население города. Впоследствии многочисленные комиссии требовали убрать так называемый «проход обреченных», предлагали переделать евреев на… татар. Но строптивый режиссер не сделал ни одной поправки…
В 1987 году во время Московского кинофестиваля опальный режиссер пришел на пресс-конференцию, в которой участвовали мировые знаменитости. Он должен был сказать свою правду. Вырвал из рук Ванессы Редгрей в микрофон — снятый иностранными телевизионщиками этот момент вошел в немецкий фильм, посвященный «Комиссару». На следующий день на приеме у Горбачева великий писатель Гарсия Маркес от имени деятелей мирового кино попросил за опального режиссера. И фильм показали на фестивале – без перевода, кусками. Об этом событии написала вся мировая пресса.
В 1988-1989 годах «Комиссар» был назван лучшим фильмом года в Швейцарии, Швеции и ГДР. «Самым успешным русским фильмом в послевоенной Германии» — в ФРГ. Это единственная советская картина, вышедшая в широкий прокат в США: фильм демонстрировался в 126 городах. За роль Клавдии Вавиловой составители Британской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») в 1992 году включили Нонну Мордюкову в число десяти лучших актрис XX века.
По оценке критиков, в США кинотворение Аскольдова имеет рейтинг 8,6 балла, а «Крокодил Данди» — 4,7, «Крепкий орешек» — 2,3 балла. Картина вошла во все мировые киноучебники.)
Невероятный успех фильм имел в Израиле где его называют первым советским фильмом, рассказавшим о Холокосте.
Спустя годы американская газета «Таймс» напишет, что Стивен Спилберг в «Списке Шиндлера» использовал стилистику финальных сцен фильма «Комиссар».
Что же касается современной России, в вышедшем к 100-летию российского кино словаре о «Комиссаре» всего одна строка — «переоцененный фильм».
Кино на сайте Бобруйск гуру: