Когда мужчины рассуждают о несовершенстве женской натуры, тут ясно: синдром лисицы, уверяющей, что «виноград слишком зелен», боязнь конкуренции, отголоски патриархальных стереотипов... Но почему в нас самих столь сильно предубеждение относительно «скопления женщин в промышленных масштабах»?
1. Женский коллектив — типичный «серпентарий», в котором все друг друга ненавидят.
Атмосфера всеобщей ненависти может возникнуть где угодно. Это признак не половой принадлежности, а здоровья самого коллектива, которое во многом зависит от кадровой политики руководства, от его отношения к сотрудникам, способности правильно мотивировать их.
По мнению психологов, женщинам как раз значительно легче найти общий язык. При всем разнообразии личных качеств женский склад ума, эмоциональная гибкость и чуткость помогают им понимать друг друга, что называется, с полуслова. Разумеется, определенную роль играют психологическая совместимость сотрудниц, их возраст, традиции, сложившиеся в коллективе, и т.п.
2. Отсутствие мужчин лишает женщин стимула к работе, превращает офис в «стоячее болото».
Во-первых, покажите мне такую фирму, где мужчины отсутствуют по определению. На практике женский коллектив обычно либо все-таки разбавлен одним-двумя «мальчиками», либо представляет собой своеобразную автономию — цветущий сад! — в мире мужчин. Клиенты, смежники, деловые партнеры и прочие посетители из «параллельного пространства» дают возможность прекрасным дамам не только продемонстрировать свой профессионализм, но и поупражняться в технике легкого флирта. А также получить традиционный комплимент на тему «как вы сегодня хорошо выглядите», абсолютно необходимый для повышения производительности труда. Во-вторых, «наличие отсутствия» представителей сильного пола в непосредственном окружении имеет кое-какие преимущества. Например, значительно облегчает путь «наверх». К сожалению, реальность все еще такова, что женщинам карьера дается труднее. Если дорогу вам не перебегают конкуренты-мужчины, шансы на продвижение по служебной лестнице возрастают. Еще один плюс: более спокойная рабочая обстановка. Поскольку нет столкновений на почве «высочайших знаков» мужского внимания, естественным путем сужается зона возможных конфликтов.
3 Женский коллектив неуправляем и непредсказуем, его постоянно раздирают склоки.
На самом деле управлять конгломератом женских личностей легче. Хотя мужчины по определению не склонны к бурному проявлению эмоций и в большей степени ориентированы на карьеру, их претензии — зачастую неадекватные! — и стремление любой ценой добиться продвижения порождают множество проблем. Специалисты по корпоративному поведению утверждают: женщины более лояльны, стабильны и в меньшей степени подвержены амбициозности. Их конфликты носят не столько производственный, сколько межличностный характер, основанный, как правило, на повышенной эмоциональности, ранимости, склонности к а излишней драматизации. И достаточно успешно преодолеваются самими участниками, без а вмешательства со стороны. Если руководитель старается учитывать особенности женского менталитета, правильно организует мотивацию своих сотрудниц и не провоцирует конкуренцию среди них, работать с женским коллективом — одно удовольствие.
4. Женский коллектив — рассадник сплетен.
Равным образом, как и «смешанный» или чисто мужской. Только джентльмены склонны камуфлировать банальные сплетни под «святую правду» и называют милый процесс «перемывания косточек» сбором «информации к размышлению». Единственное отличие «мужского» варианта от «женского» — менее разнообразная тематика. Неиссякаемый источник женского устного народного творчества — личная жизнь, своя и сослуживцев во всех ее нюансах и проявлениях. Мужчины предпочитают с нескрываемым азартом обсуждать кто кого «ужинал» вчера, «съест» сегодня и «проглотит» завтра. Вот и вся разница. В утешение тем, кого эта проблема волнует, могу сказать: сплетничают лишь о ярких людях! Никто не станет заниматься «серенькими мышками». Ничем не примечательных особ просто игнорируют. Поэтому предлагаю расценивать сплетни в собственный адрес как самый изысканный комплимент.
5. Женщины недисциплинированны, используют рабочее время в личных целях.
Не совсем так. Конечно, любую нормальную женщину бытовые и семейные обстоятельства иной раз вынуждают использовать «присутственные часы» не по назначению. Однако практика показывает: там, где руководство направляет этот стихийный процесс в русло официальной регламентации, скажем, выделяет для решения личных вопросов определенные дни или устанавливает систему последующей отработки и т.д., особых проблем не возникает. Что касается дисциплинированности, то, по мнению тех же корпоративных психологов, женщины гораздо более организованы и лучше умеют управлять рабочим временем, чем мужчины. Общий уровень дисциплины в чисто женском коллективе на порядок выше. «Нарушительницам спокойствия», которые своим разгильдяйством сбивают рабочий ритм, милые дамы способны приватно устроить такой «междусобойчик», что мало не покажется.
Что-то больно благостная получается картина! Между тем, женский коллектив — это, разумеется, не одни розочки. Бывает, такие шипы торчат... Ну, на то мы и женщины, чтобы получать удовольствие от первых и умело избегать вторых.
Чтобы чувствовать себя комфортно в чисто женском коллективе, не пренебрегайте элементарными правилами техники безопасности:
- Никогда не подчеркивайте, что вы умнее, образованнее, красивее, удачливее, богаче своих коллег. Такое, знаете ли, дамами не прощается...
- Помните, что доброе слово и кошке приятно. Вовремя ввернув что-нибудь типа «Потрясающий костюм! Он так подчеркивает цвет твоих глаз!» или «Все только и говорят о вашем вчерашнем выступлении на совещании», вы приумножите ряды своих доброжелателей и сделаете атмосферу вокруг себя более приятной.
- Не считайте, что оказанная вам услуга непременно «обяжет» вас — не бойтесь быть благодарной. Не стесняйтесь лишний раз напомнить сослуживице о ее добром поступке. Со своей стороны также старайтесь в трудную минуту прийти на помощь.
- Относитесь к своим обязанностям добросовестно. Ваша работа — необходимая часть общего дела, от которой зависит благополучие всего коллектива.
- Имейте в виду: в «женских обителях» терпеть не могут «копуш» и «тупоумных». По невыясненным причинам женщин больше всего раздражают в сослуживцах медлительность и непонятливость.Как бы вы ни были увлечены обсуждением животрепещущих тем, не пускайтесь в излишние откровения. Держите дистанцию: пусть больше высказываются другие, а вы слушайте.
- Получив разгон, сослуживица бежит выплакаться на вашем плече и слезно жалуется на несправедливость жизни вообще и начальства в частности. Ни в коем случае не включайтесь в обсуждение «этой мымры» или «этого дуболома»! Критические отзывы могут дойти до сведения руководства и быть использованы против вас же. В своем сочувствии придерживайтесь нейтральной линии: «Не расстраивайся, чего только в жизни не бывает», «Все пройдет, перемелется» и т.п. Выражение эмоций тоже лучше ограничить восклицаниями типа «Надо же!», «Подумать только!». И уж конечно, не проявлять собственного отношения к конфликту.
- Никогда не кляузничайте начальству на своих коллег. В женских коллективах доносчиков вычисляют настолько профессионально, что все агенты ФСБ, ЦРУ и МОССАДа могут отдыхать.
- Если сослуживицы в один голос уверяют, что кофточка изумительно на вас сидит, но не интересуются, где вы ее купили и сколько она стоит, немедленно отдайте обновку племяннице!
Фото: Getty Images
Читайте также:
Как казаться уверенной, будучи глубоко неуверенной в себе
Как снять тревогу: техника от психолога