Найти тему
ПроРок

Как писать музыку для кино?

Мне всегда казалось, что писать музыку к фильмам намного сложнее, чем просто писать музыку. Наверно, это сродни концептуальному альбому, но не совсем. Ведь кино рассказывает историю, а то и не одну, и музыка должна отражать события в правильном ключе и соответствовать происходящему на экране.

Хотелось бы почитать что-нибудь на эту тему, да вот не знаю, есть ли книги или хотя бы статьи известных музыкантов о саундтреках. Надо бы поискать в сети. А пока могу оперировать только попавшимся мне вчера на глаза материалом, в котором своими соображениями о создании музыки для кино делится Джонни Гринвуд.

Безусловно, ему можно доверять. В копилке Джонни уже восемь работ для фильмов, причем самых разных. Удивительно, каким спросом пользуется этот музыкант у режиссеров. Видимо, есть у него особый талант, позволяющий ему тонко чувствовать настроение фильма.

Если вам его имя незнакомо, и вы спросите, кто он такой, этот самый Джонни Гринвуд, отвечу: гитарист известнейшей группы Radiohead. Кстати, поклонники Гарри Поттера могли видеть его в фильме “Гарри Поттер и Кубок Огня”, где Джонни играл на гитаре в составе рок-группы на традиционном Рождественском балу в Хогвартсе. Напомню, что на вокале у них был сам Джарвис Кокер из PULP. Легендарных PULP!

И вот новая работа Джонни – чилийский режиссер Пабло Ларраин пригласил Гринвуда написать саундтрек к его фильму “Спенсер”. Картина с Кристен Стюарт в главной роли рассказывает о небольшом фрагменте жизни принцессы Дианы – трех днях на Рождество 1991 года, после которого она решила расстаться с супругом, принцем Чарльзом.

Премьера фильма состоялась 3 сентября на Венецианском международном кинофестивале, а 5 ноября он выйдет на экраны США. Не знаю, когда появится в России, но думаю, наши прокатчики его закупят. Саундтрек к фильму Джонни Гринвуд выпустит в виде отдельного альбома чуть позже.

Объясняя, в чем отличие музыки к этой картине от других монархических биографий, Джонни говорит: “В фильмах о королевской семье многое завязано на классическую музыку. Вы можете использовать либо настоящего Генделя, либо стилизовать Генделя. Я посмотрел несколько “королевских” фильмов, где звучали фанфары и клавесины. Вместо этого я хотел подчеркнуть, насколько непредсказуемой и яркой была принцесса Диана среди всей этой барочной традиции. И я начал с того, что послушал музыку, которую Диана любила”.

Гринвуду удалось добиться желаемого. Он нашел весьма нестандартное решение – пригласил оркестр, играющий в стиле барокко и написал для него, как он говорит, "типичную королевскую музыку с барабанами, трубами, клавесином и органом”. Оркестр ее сыграл, а затем Джонни заменил классических оркестрантов... джазменами. И джазовые музыканты сыграли ее совершенно иначе. Задумка Джонни была в том, “чтобы музыка по-прежнему звучала в стиле барокко, оставляя при этом достаточно места для настоящей анархии и хаоса”, – объясняет Гринвуд.

Интересен подход Джонни к написанию саундтреков. Даже для коротких сцен продолжительностью в несколько минут он записывает целые часы музыки, а потом вместе с режиссером отбирает лучшее. Он говорит: “Мне нравится начинать работу над фильмом на ранней стадии, предлагая режиссеру музыку во время съемок. Таким образом, она может звучать прямо на съемочной площадке, что позволяет передать атмосферу некоторых сцен”. По мнению Гринвуда, это имеет гораздо больше смысла, чем писать саундтрек после окончания съемок, когда на всю работу отводится всего три-четыре недели.

Мне кажется, такой подход оправдан, ведь чтобы достичь полной гармонии визуального и аудиального ряда, композитор должен работать в команде с режиссером, художником, оператором – всей съемочной группой. Думаю, так.

Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. И большой палец вверх, пожалуйста. Приглашаем в наш рок-блог и в группу ProRock’а ВКонтакте.