Стиль, орфография, пунктуация сохранены по просьбе автора.
Этот сон был длинным и хорошо запомнился. Утром я даже записал несколько слов: имён и названий. Я купался в реке с друзьями. На берегу появилась девушка. Я знал, что её зовут Джина (записал). Она сказала: «Бес, моя мама приехала из города с рынка. Она там видела твою и она просила тебя привести на рынок ещё товара – торговля идёт сегодня хорошо». Я ехал на трамвае по красивому южному городу, потом шёл пешком. (Наверное, на рынок). Ещё запомнил один момент из сна. Вечером мы сидели с Джиной на берегу реки и о чём-то разговаривали. Она просила меня не называть её Джиной, а Джованной. А я сказал, чтобы она называла меня Бессад, а не Бес.(Тоже записал). Я потом долго пытался вспомнить какие-то детали сна и, может быть, многое досочинял. В записях были имена Бесад, Джованна, название этого города, которое я знал Сан-Хосе-Негро.
1988 год. Мы стояли в Нью-Орлеане под разгрузкой. Я был 3-м помощником капитана на теплоходе «Гарри Поллит». Карты были одной из моих основных обязанностей. Разгрузка подходила к концу, и мы ждали новое рейсовое задание. Меня вызвал капитан: «Посмотри Манаус». Посмотрел. Портов с таким названием было несколько – я к капитану. «Бразилия», - сказал кэп. Нашёл. Порт, назначение в который мы получили рейсовое задание был расположен в устье реки Амазонка. Даже не порт, а причал в джунглях, около маленькой деревеньки, ниже Манауса. Карты для нас с трудом достал агент и сообщил, что туда заходят корабли за железным деревом, которое добывают в джунглях.
Вернусь к этому позже, а пока, забегая вперёд, расскажу о своём визите в Манаус. Я испытал настоящий шок. Впервые попав в город, я узнавал многие места. Во- первых я узнал, что город-форт был основан португальцами в 1669 году и до конца 19-го века носил название San-Jose-Rio-Negro. Я узнал, что есть такие португальские имена Bessades и Giovanna. И трамваи тоже были! Они появились в 1890-х. К сожалению в Манаусе я пробыл несколько часов (Это был дружеский визит в Клуб моряков), но впечатление, что я здесь уже был не оставляло ни на минуту. Проверить свои знания города в деталях мне не удалось, кроме одного момента. Наш автобус стоял на площади и у нас оставался два часа до отъезда. Водитель посоветовал сходить на рынок, где можно было купить «всё» и сувениры. На смеси португальского и плохого английского он попытался объяснить куда идти, но мне этого было не надо – я знал дорогу! Я больше никогда не был в Манаусе, но часто вспоминаю и о сне, и об этом месте. Загадка осталась на всю жизнь.
Может быть, советские суда когда-нибудь и заходили в Манаус, но информации и инструкций о плавании по Амазонке из Ленинграда мы так и не получили. Расспрашивали встречные иностранные суда о лоцманской проводке, ориентирах на подходе и вообще о реке. (В лоции была очень скудная информация). И вот лоцман на борту. Лоцман? Маленькая «обезьянка» из бразильских джунглей. Встав перед рулевым (Рулевой из-за пульта управления его совсем не видел), он, поднимая то левую, то правую руку в верх, показывал куда поворачивать. Визг с поднятой правой пятернёй – означал «больше право». Поднятая левая в тишине – немного влево. Ручку команд в машину он дёргал сам, доводя Деда (Так называют старших механиков) в машине до бешенства. На реке ни буёв, ни маяков. Как он вёл судно неизвестно. Капитан, посмотрев на карту, подбежал и, показывая на эхолот, пытался объяснить, что мы идём на мель. Лоцман показал на свой живот, три пальца и сделал вид, что плывёт или ползёт. Мы поняли! «Здесь 3 метра ила – проползём на пузе». Капитан махнул рукой и ушёл в каюту лечить нервы американскими представительскими. Всё-таки сели в ил. Лоцман пошёл на диванчик спать. Ждём прилива - на Амазонке вода поднимается на четыре метра. Встали совсем рядом от берега. И вдруг джунгли ожили – появились лодки, и туземцы поплыли к судну. Кричали и предлагали фрукты, сувениры, жён и дочек для…(Убрал эти детали. Самоцензура!)
Пришвартовались к причалу, кругом джунгли, только напротив судна виден небольшой посёлок и что-то похожее на дикий пляж. Купались в реке местные аборигены и аборигенки. Погрузка по расчётам должна была занять дня три. Американские тяжёлые грузовики будут привозить связки брёвен железного дерева прямо из джунглей. Капитан для экономии пресной воды дал распоряжение всем после работы идти купаться в реке. Вода не прозрачная, но чистая и очень тёплая. На следующий день началась погрузка. Все свободные после работы и вахты ушли на пляж, а я остался потеть на вахте. Стоим с агентом курим, смотрим на наших, отдыхающих у реки. «А, что это красивые аборигенки разбежались сразу, как наши моряки пришли на пляж?», - спрашиваю агента. «Местные не купаются, когда спадает жара», - отвечает. «Пираний боятся», - спокойно заявляет он. «А ещё, что здесь есть в воде «весёленького?», - спрашиваю. «Ну, бывает и анаконда выходит из протоков поохотиться», - обрадовал он. Больше мы не купались в Амазонке.
И ещё запомнился один «весёленький» момент. Погрузились. Матросы спустились в трюм крепить груз. Через некоторое время вылетели наверх, как ошпаренные - змеи в брёвнах! «Ничего страшного», - говорит агент и предлагает мне и боцману спуститься в трюм. Пошуршав в брёвнах, агент вытаскивает змею, которая обвивает его руку, показывает нам. «Вот эта с красной головкой ядовитая – не трогайте! Ещё есть чёрная длинная и тонкая – тоже не хватайте! А остальные, как и ящерки абсолютно безопасные», - успокоил агент. В общем груз крепили местные заготовители леса. Потом ещё расскажу, как ездил на грузовиках в джунгли. И, что это вообще такое «Джунгли» - наше представление из программ «Travel+Adventure» абсолютно неверное. Агент мне дал газету почитать и там было написано про один случай. В самых джунглях находилась тюрьма. Заборы и ограждения почти отсутствовали. (Беги, если хочешь!) Заключённых доставляли на вертолётах. И вот пятеро смельчаков решили сбежать – удалось. Через пять лет один вышел к цивилизации, а сидеть ему надо было года три.
И ещё, конечно, про «амазонок». Что удивительно в этих местах ВСЕ девушки и женщины невообразимо красивые, а мужики мелкие, корявые. Но об этом потом как-нибудь потом.
Ещё! Несерьёзные записки моряка