Лев Толстой сказал, что именно они создали Россию, а их родила граница Отечества. В русских летописях их называли «вольными людьми», а сам Наполеон мечтал, чтобы у него в армии были именно они. Казаки, сколько о них написано и сколько еще не сказано.
В материале в качестве иллюстраций использованы почтовые открытки, посвященные казачеству.
Казаки – это не только бунтари, как Степан Разин и Емельян Пугачев, но еще и настоящие воины, защитники России. Атаман Платов и атаман Каледин, путешественник Дежнев и ученый-геолог Мушкетов и еще сотни известных казачьих имен. Вопрос о том, кто такие казаки, остается открытым до сих пор.
До настоящего времени так окончательно и не известно возникновение самого слова «казак». Известно, что слово «казак» появилось намного раньше самого казачества. Одни «казаком» называли одинокого, не связанного домашним очагом и семьей человека, а другие именовали «казаком» отважного наездника. Верно одно, что казак был отважным воином, готовым на все ради победы. Казаки селились в диких, труднодоступных и пустынных местах бескрайнего Дикого поля. Дикое поле – это современный юг России – Ростовская, Волгоградская, Астраханская области. По мнению историков, казаки – это потомки сармат, скифов, половцев, бродников, косогов, черкесов и беглых русских крепостных, которые волею судьбы решились охранять Дикое поле.
Именно здесь поселились первые казаки, став форпостом между Русью и кочевниками. На плечи казаков выпала самая важная задача – сохранить земли от неприятелей- иноверцев.
Но московские государи не сразу признали казаков своими верноподданными. Первое официально упоминание о казаках относиться к 1551 году, когда Турецкий султан сообщил нагайскому князю Измаилу, что обижен на царя Ивана IV: «Казаки его с Азова оброк емлют и воду из Дону пить не дают…». И уже через год, в 1552 году русский царь Иван Васильевич Грозный начал нанимать и привлекать казаков к пограничной службе, за которую царь подтвердил права казаков на «славный тихий Дон с притоками и с белой Манычью». А с 1570-го стал посылать казакам жалованье за то, что они вольно или невольно защищали южные границы России.
Однако, казаки помогали русским царям и князьям еще раньше, выступая ради веры христианской. В 1380 году в Куликовской битве приняли участие отряды казаков, поддержав князя Дмитрия Донского в борьбе против Орды. Во имя победы, казаки преподнесли князю православные иконы. Об этом случае известно из «Гребенской летописи или Повествования об образе чудотворныя пресвятыя Владычицы и приснодевы Марии»:
«Там в верховьях Дона народ христовый воинского чина зовоти казаци в радости сретающе его (Великому князю Дмитрию Донскому) со святыми иконами и с кресты поздравляющее ему о избавлении своем от супостатов и приносящее ему дары от своих сокровищ иже имешу у себя чудотворные иконы в церквах своих».
С тех самых пор казачество участвовало во всех войнах, в которых воевала Россия. Да и о казачестве стало известно намного больше. Например, что казаки избирали себе атаманов, жили и ходили в походы совместно, отсюда и их известное «односумство» т. е. братство, с малых лет воспитывались воинами, с трех лет могли сидеть в седле, а с пяти могли пользоваться оружием. Принявшие веру православную, казаки стали глубоко верующими людьми, отсюда и повелось, что казаки – это воины Христовы.
Со временем казаки все больше и больше входили под покровительство царской власти, тем самым став той необходимой исторической частью России, с которой пути были уже неразделимы. Благодаря казакам границы государства Российского раскинулись от Кавказа до Камчатки. Для защиты территории на границе России было создано 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Везде о казаках гремела их ратная слава мужества и героизма. Рассказывать об этом можно очень долго.
В XX веке, во время Гражданской войны практически все казаки выступили против Советской власти, но потерпели поражение. В 1920 году казаки массово покинули родину. Десятки лет казачьи песни можно было услышать в Париже и Праге, Вашингтоне и Буэнос-Айресе. Лишь с начала 90-х годов в России начался процесс возрождения казачества. Но это уже вопросы не прошлого, а настоящего и будущего.
В Западной Европе образ казака вызывал ужас и восторг одновременно. Это можно почувствовать по миниатюрам европейских художников XIX и начала XX века.