Найти тему
Вера и общество

Семейное образование — образ жизни, который вы выбираете

Не все ученики пошли в школу 1 сентября, кто-то остался дома изучать русский, математику, историю, литературу вместе с родителями. Мы попросили жительницу Мурманской области Марию Белоножкину рассказать о семейном образовании ее сыновей

Наш старший сын Даня пошел в первый класс мотивированным ребенком, умел свободно считать, но к середине года уже путался в счете, а мотивация была полностью убита. В 9 классе Даня попал в аварию, долго находился в реанимации, на лечении, повторно лежал в больнице. И хотя Господь чудесным образом исцелил его, он много пропустил.

В 2015 году Даня окончил 9 класс, сдал ОГЭ. И так как не понимал, куда пойти учиться, мы решили подать документы в гимназию, но его не взяли. Классный руководитель, учитель по физике, написала жуткую рекомендацию. Там, практически, прямым текстом было написано: «Дурак, не склонный к обучению». При том, что у него пятерка по истории, обществознанию и он организовал в школе клуб начинающих писателей. Его не захотели принять в 10 класс. Учителя приняли самовольное решение, чтобы он сдавал не те экзамены, которые хотел, и с этим предметом мы не попали в профильный класс. Мы с ним поговорили и решили, что у нас есть 5 минут на жалость к себе, а потом мы утираем слезы и ищем другой вариант.

К тому моменту мы уже знали о семейном образовании: год изучали эту тему. У нас есть разные знакомые, чьи дети на семейном образовании. Мы знали про школу ЦОДИВ (Центр обучения детей и взрослых – ред) в Санкт-Петербурге, это одна из самых первых школ в России, которая занимается семейным образованием. Мы написали в эту школу, и нас приняли на семейное образование.

Законодательство позволяет выбрать любую школу. Можно выбрать школу по месту жительства, в другом городе и проходить аттестацию там. Мы выбрали ЦОДИВ, потому что два года жили за границей и знали, что будем много разъезжать. Нам не надо прикрепляться к местной школе.

Не все школы готовы к семейному образованию: где-то настолько загружают аттестацией, что нужно отстаивать свои права. Из-за бесконечной аттестации некогда учиться.

Даня окончил 10-11 класс в ЦОДИВ, улучшил баллы по аттестату. Это не вернуло ему ту мотивацию, которая за 9 лет в школе была убита, но это дало возможность поступить в колледж. Он поступил на бюджет.

А младший сын перешел на семейное образование в 5 классе. Это было его желание. У Феди не было проблем с обучением, не было проблем в школе, но его задевало, когда учительница начинала повышать на них голос и обзывать. У него повышенное чувство справедливости.

-2

Учат оба родителя

Пока оба родителя не придут к согласию по поводу семейного образования, не разделят сферы ответственности, вам не стоит начинать. Это мое личное убеждение. Потому что это строение, это дело не устоит, если вы не в единстве.

И у вас должно быть четко сформулированное основание. Почему вы забрали ребенка на семейное образование? Ответ, что школа плохая — не мотив. У вас должен быть совершенно другой внутренний мотив, который будет держать вас тогда, когда вам будет тяжело и трудно. Когда будет казаться, что ничего не получается, глубокий внутренний мотив будет вас держать.

У нас была договоренность, что Даня занимается самостоятельно, а мы ему помогаем искать какие-то ресурсы только в начале 10 класса, так как он уже взрослый. С Федей у нас было четкое распределение: мой муж занимался с Федей 5-7 классы по трем предметам. Это английский язык, так как он по образованию лингвист, русский язык и математика. В 7 классе еще физика. На мне была вся организация процесса: составляла расписание, вела записи, искала ресурсы, учебники и программы. У нас с мужем очень разный подход. Мне нужно чтобы было все четко, муж более свободный.

Когда Федя перешел в 8 класс, мы вернулись из большой поездки, из другой страны. Муж сам поступил на учебу. Поэтому стало понятно, что он не сможет обучать Федю, за исключением английского языка. Поэтому весь 8 класс, все предметы были исключительно на мне. Но я нашла курс по подготовке к ОГЭ, и Федя 4 месяца занимался онлайн в группе. Они учились писать изложения. Это было не спешно, не напряженно. По программе мы с ним сами все проходили. Потом был курс по геометрии в течение года от специалиста, который вырастил 5 детей на семейном образовании. Эта женщина учитель математики с 30-летним стажем. В дополнение мы подключили репетитора по алгебре, когда я увидела, что есть пробелы, которые нужно заполнить.

В конце 8 класса Феде нужно было сдать контрольные работы для поступления в 9 класс. Мы к ним готовились вдвоем. И он замечательно написал контрольную в формате ОГЭ по русскому языку.

Живые занятия

Я даю себе возможность отдохнуть летом. Потому что к концу апреля устаешь, особенно здесь, на Севере после полярной ночи физически становится тяжело. Поэтому сначала я хорошо отдыхаю и ни о чем не думаю. Но в конце июля начинаю готовиться, смотрю программу, которая у нас есть.

В первое время я пересматривала много каналов и образовательных программ, читала книги. Это такая бездна, в которой ты можешь утонуть. Два года назад я пришла к выводу, что лучше ознакомиться с меньшим количеством ресурсов, но качественно. Сейчас берем основную программу нашей школы, учебник по программе, и я смотрю, что у нас дома есть из книг по учебным темам. Затем я ищу документальные фильмы на эти темы, например по истории. Смотрю сайты, ресурсы, где могут быть интересные вещи, чтобы эта история оживала. Далее все выписываю в большую тетрадь.

По математике и русскому смотрю конкретно по теме, плюс есть множество ресурсов. С 8 класса мы подключили «Решу ОГЭ», где просто решаем тесты, и потом смотрим результаты. И если по какой-то теме что-то непонятно, мы возвращаемся и разбираем.

Во время уроков у нас получаются живые занятия, потому что мы не идем четко по предмету. Мы постоянно находим пересекающиеся линии в предметах. Изучая историю, мы вспоминаем географию. Изучая географию, вспоминаем биологию и так далее. Это то, чего нам не хватало в школе: не просто предмет, который нужно пройти, а то, что нужно для жизни в той или иной степени. Все предметы взаимосвязаны. По музыке я выписываю всю программу, в телефоне составляю альбом, сохраняю всю музыку. И мы слушаем ее в машине, обсуждаем.

Учеба везде

Последний год был больше домашний, но в прошлом году мы много ездили и постоянно занимались в поездках. Можно заниматься и в машине. Образование и обучение — это не только когда ты сел с учебником и тетрадью. Для меня конспекты тоже важно, но важнее общение. У нас Федя лучше запоминает, когда мы с ним общаемся, обсуждаем. Поэтому в дороге мы можем обсудить какую-то тему. Мы можем взять с собой учебник, прочитать параграф и начать его обсуждать.

Мы можем заниматься в музее. Когда мы приезжали в Петербург, мы специально пошли в египетский отдел. И вспоминали всех героев, которых проходили в течение года. Таким образом, мы закрепляли результат.

Можно заниматься на улице, когда хорошая погода. Мы брали учебники, книги и могли заниматься в сопках. Могли устраивать экскурсии. Конечно, чем больше город, тем это проще, так как больше возможностей. Но на личном опыте видно, что и в маленьких городках это абсолютно возможно. Главное, чтобы свобода появилась в голове у взрослого человека. Свобода того, что ребенок может учиться лежа на кровати, подняв ноги в потолку. Он может таким образом читать книгу и это нормально.

Мы занимались дома не только за столом, хотя оборудовано учебное место, у нас все любят заниматься на кухне. Мы можем сидеть в гостиной и что-то обсуждать. И часто бывает, что Юра может отвлечься от своих дел и участвовать в разговоре.

Это то, что меняется в сознании: что важна не форма, а суть. Но это зависит от вашего образа жизни, вашего характера и характера вашего ребёнка. Семейное образование индивидуально для каждого. Нельзя под копирку повторить чей-то опыт. Вы обязательно будете разочарованы. Тут нужно искать методом проб и ошибок, и стараться избегать перфекционизма. Таким образом, вы приходите к индивидуальному семейному образованию, которое ни на что не будет похоже.

-3

Мотивация

Если семейное образование выстраивается правильно, если становится интересным для родителей и ребёнка, то мотивация сама собой рождается.

Семейное образование — это образовательный бульон, в котором вы варитесь и который вы варите постоянно. Если у родителей нет мотивации и они сами не склонны получать знания и не учатся чему-то новому, то откуда у ребёнка возьмется мотивация?

Например, мой муж сейчас учит греческий. Это не самый простой предмет в его жизни. Но это мотивация для детей, потому что они видят, как папа корпит над учебником и словарем. Как он прибегает радостно, когда у него что-то получается, и он может сразу перевести что-то без словаря. Как он ездит на сессии, как он учится и всё сдает.

Ребёнка невозможно мотивировать словами, его можно мотивировать только своими действиями и поступками.

Без каникул нельзя

Каникулы бывают, но здесь тоже вопрос индивидуальный. Кто-то принципиально отдыхает всё лето, кто-то считает, что нельзя делать большие перерывы и выбирает схему 4 недели учимся, 1 неделя каникул.

По последней схеме мы учились в 8 классе, и нам понравилось. 4 недели у нас плотно идёт учёба, 5 неделя — выходная. У нас обязательно есть Рождественские каникулы: с 24 декабря по 5 января мы не занимаемся. У нас остаются только библейские уроки по утрам, когда мы всей семьей читаем Библию. И у нас есть пасхальные каникулы несколько дней до и после.

Но в этом году учёба была насыщенная: контрольные работы закончились 8 июня. Мы отдыхали до середины августа. Большую часть программы хотим пройти до Нового года. Мы подстраиваемся под климат: когда весной появляется солнце, стараемся больше отдыхать.

Здесь важно рассматривать ваш образ жизни, место, в котором вы живёте. Без каникул никак нельзя, но вы сами для себя должны решать, как вам учиться и отдыхать.

Школа — это еще не всё

Школа — это маленький отрезок в жизни человека. Но в последнее время, когда посмотришь соцсети, такое ощущение, что школа — это вся жизнь. Я с этим в корне не согласна. Школьная программа — это лишь часть жизни.

У нас сын занимается горными лыжами, и мы делаем всё возможное, чтобы в сезон он каждый день бывал на горе. Он занимается написанием битов, очень серьёзно этим занимается и даже зарабатывает на этом. И у него на это есть достаточное количество времени. Он ходит гулять с друзьями, мы с ним ходим в кино и так далее.

У нас есть правило, что мы не занимаемся после 3 часов дня. Потому что после этого голова уже не соображает. В этом году 9 класс — более насыщенный график. Нужно будет ездить в Петербург, чтобы сдавать диагностические работы и проходить собеседование по русскому и ОГЭ. Федя собирается заканчивать 9 классов, хотел бы поступить в колледж. Будем подстраиваться под это расписание.

Социализация

Мне это слово не нравится. Мало кто представляет, что это значит. Социализация — это умение человека общаться с людьми разного возраста, разного социального статуса. И у меня вопрос: какая социализация возможна в школе? Когда человек замкнут в обществе сверстников. Он учится общаться только со сверстниками. У нас дети дома, они у нас умеют общаться с детьми, которые младше, со сверстниками, с теми, кто старше их, кто намного их старше. Они могут общаться с людьми не просто разного возраста, но и с людьми разных интересов. Здесь проблем у них нет.

Социализация начинается с семьи. Когда ты общаешься со своими родителями, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками, дядями и тётями и так далее. Если мы говорим о нас как о верующей семье, то это общение в церкви, на детском и молодежном служениях. Это общение в кружках, на дворовой площадке.

У наших сыновей есть друзья в церкви, есть друзья по интересам. Когда мы жили в другой стране, мы дружили с другими семьями, где есть сверстники наших детей.

-4

Происхождение мира

Для нашей семьи альтернативная теория происхождения мира — это теория эволюции. Она является альтернативной, потому что мы придерживаемся библейского взгляда на сотворение мира. Мы изучаем так: берём учебник как альтернативную версию, берём серию учебников «Божий замысел» как основной, берём Библию. И вот так мы изучаем эту теорию.

Когда Даня учился в школе, у него были споры с учителем биологии о том, что теория Дарвина ложная, она не доказана. Это просто теория. Он отстаивал свою точку зрения, свою веру. Это влияет на их мировоззрение. Старший сын верующий человек, он крещён Духом Святым, принял водное крещение, ходит в церковь и несёт служение.

Федя пока не принял личных отношений с Богом, но через общение с нами, через преподавание видит всё больше и больше Божью руку в том, как Бог сотворил этот мир. Когда мы изучаем музыку, литературу, историю и другие предметы, мы с ним во всём находим следы Божьего присутствия.

Конечно, одна из причин перехода на семейное образование — мы хотели передать детям свои ценности. То, как мы понимаем мир, веру в Бога, отношение к людям, церкви и работе, своей стране. Мы хотели сами передать это своим детям. Не по каким-то праздникам вспоминать, а чтобы это вошло в глубину. Ещё мы хотели бы, чтобы они проживали свои жизни.

«Божий замысел»

Это очень хорошая серия книг, и я её рекомендую с самого начала. Каждый раздел каждого пособия разделён на 3 части: начальная, средняя и старшая школа. «Божий замысел» — это обязательная часть нашей программы по всем предметам, что касается науки. Там есть интересные лабораторные работы, но не все их можно выполнить в условиях нашей жизни, нашей семьи конкретно. Многие вещи там объяснены намного проще и лучше для детей, чем учебник химии для 8 класса. Он написан простым языком, для меня это достоинство. Плюс это библейский взгляд.

Комплекс отличницы

Это мне пока преодолеть не удалось, это моя битва. Мне кажется, эта битва связана со временем, в котором мы живём. Социальные сети постоянно пытаются нас заставить сравнивать себя с другими, а это путь в никуда. Ты всегда будешь проигрывать. В нашей стране тебя постоянно оценивают. Мы жили в других странах, где нет такой оценочности. Здесь же тебя оценивают по оценкам. С такой проблемой мы столкнулись и у старшего сына в школе.

Поэтому комплекс отличницы — это некий перфекционизм, с которым мне приходится бороться каждый день. Но я рада, что есть Господь, который мне помогает, я борюсь не своими силами, а с Божьей помощью. Но и это также работа над собой. Комплекс отличницы связан со страхом. Когда ты забираешь ребёнка на семейное образование, ты должен понять одну простую вещь: с этого момента начинается твоя невероятная работа над собой. Потому что ты будешь смотреть на своего ребёнка, и у тебя будет ощущение, что ты смотришь в зеркало.

Дети постоянно с тобой

В начале это странно и непривычно. Порой было тяжело, потому что мы не привыкли постоянно быть вместе.

Но время быстротечно, и нам хотелось бы иметь возможность это короткое время, на которое дети нам даны, провести с ними по максимуму. Наши дети ходили в садик и школу просто потому, что так было принято. Мы даже не знали, что возможны другие варианты. Они рано утром уходили, поздно возвращались. Общаться было некогда, только на выходных. Когда мы забрали детей на семейное образование, первое с чем мы столкнулись — плохо знали друг друга. Мы не умеем общаться, не умеем жить вместе. Потому что большую часть времени проводим далеко друг от друга.

У всех разные жизненные обстоятельства, поэтому я никогда не пропагандирую семейное обучение. И если вы принимаете решение взять детей на семейное обучение и посвятить себя этому, вы за это будете платить цену. Это порой ограничения и дискомфорт. Но с другой стороны, ты понимаешь, что у тебя очень мало времени, чтобы вложиться в ребёнка, дети быстро растут. А потом уже остается много молиться. Поэтому иногда это тяжело

Но я могу сказать, что когда вы выстроите эти отношения дома, вы поймёте, что такое ваша семья, какие у вас ценности и традиции. Вы лучше узнаете характер друг друга, поймёте язык любви у каждого члена вашей семьи.

У вас будут хорошие дни и плохие, это труд на определённое количество времени. Сейчас смотрю на младшую дочку и понимаю, что не хочу пропускать ни одного мгновения её жизни, она так быстро растёт. Феде будет 16, он закончит 9 класс. И если он поступит в колледж в другом городе, он уедет.

Семейное образование — это история не только об образовании, но и об отношениях в семье. Невозможно, поругавшись с утра с ребёнком, продуктивно заниматься. Вы не сможете, потому что у вас сломаны отношения. Вам сначала нужно будет примириться, решить конфликт, только потом сесть и заниматься.

Мария Белоножкина

Фото из семейного архива