Довольно забавно в 40 лет понять, что уже можно писать воспоминания. Торкнуло меня в августе -- младшие друзья интересовались о событиях вокруг путча: чем жили, чего боялись и на что надеялись взрослые. И мне даже удалось вспомнить пару забавных обстоятельств. Хотя в то лето во время каникул между начальной и средней школой меня больше интересовали деревья. С друзьями по даче мы на них строили штабик.
В сентябре 2001 года мне было 20. Я учился в провинциальном педвузе на историческом факультете. То есть, у меня уже якобы были первоначальные навыки по интерпретации и пониманию происходящих событий. Однако, жизнь всегда сложнее учебника.
О том, что в США творится что-то жуткое, я узнал из новостей по телевизору. "Всех вот этих вот ваших инторнетов" ещё не было. Вернее были, но только в деканате и библиотеке института. Ты туда должен был прийти с направлением от научного руководителя и телефонной картой оплаты. И уже там модем по телефонной линии в фоновом режиме со скрежетом... Короче, не было у нас инторнетов!
Просмотр утренних новостей вверг в странное состояние: шок и недоверие. Информации было минимум -- тараны самолётов, кадры с башнями-близнецами. И никакой возможности узнать больше. Есть такой закон психологии: обратная связь между интенсивностью переживаний и объёмом доступной информации. То есть, чем больше ты знаешь о значимом событии, тем меньше эмоций. И наоборот. В смятении я пошёл на пары.
Курилка у входа в корпус уже гудела новостью -- студенты разных курсов обсуждали события в США. Все понимали: вот -- на наших глазах происходит история. Было ощущение, что мир поменялся. От этого чувствовалась лёгкая паника, нервное возбуждение и жажда деятельности, которая вся уходила в болтовню и пересказывание общеизвестных фактов.
Америку тогда уже не очень любили. Романтическое увлечение Западом прошло после войны НАТО против Сербии. Любимой поговоркой в то время была "Монику можно -- Сербию нельзя!" Однако, злорадства какого-то я не заметил.
Новости о терактах в нашей стране в 90х -- начале 2000х годов были обыденным явлением. Но тараны авиалайнеров в небоскрёбы -- слишком. Это превышало грани разумного и напоминало блокбастер. Сразу вспоминались романы Стивена Кинга "Бегущий человек" и Чака Паланика "Выживший".
Преподаватель, который вёл первую пару, начал с невесёлой шутки, что "Возможно, мы начинаем учебный день в условиях мировой войны".
Вечерние новости добавили ужаса: атак было несколько, люди, бросающиеся с отрезанных пожаром этажей. Накрывало чувством собственной беззащитности перед злой волей и будущим.
Но жизнь всегда сложнее одной эмоции. Не обходилось и без курьёзов. Один мой приятель учился на художника-реставратора. В тот день он проспал начало занятий и явился в училище ближе к обеду. Ещё в холле он заметил удивлённые, а порой и возмущённые взгляды, но решил не обращать внимания. В аудитории преподаватель взяла его за руку, отвела в сторону и гневным шёпотом устроила ему отповедь на тему "любой цинизм должен иметь свои границы". К своему несчастью ничего не подозревающий Митя 11.09.2001 нацепил на себя красную майку с изображением весёлого Кинг Конга, который карабкается на Эмпайр-стейт-билдинг, и надписью I Love NY . Так тоже бывает.