Статью с названием «Немцы на БАМе» опубликовать в СССР было практически невозможно. Цензура бы не пропустила. Тема российских немцев была закрыта, начиная с 1941-го года и до развала Союза. Они существовали только в сведениях НКВД - МГБ и КГБ, занимая в стране 14-место по национальной численности, 11-е место в РСФСР, 3-е в Казахской ССР. Немцев, по переписи 1979 года, было один млн. 960 тысяч, то есть больше, чем латышей и эстонцев вместе взятых. В 40-50-х годах в Сибири немцы занимали 2-е место по национальной численности после русского населения (400000).
Как ни странно, недавно на канале «зашла» публикация: «Та стройка не была овеяна ни славой, ни трудовыми подвигами». А как «досталось» от некоторых в комментариях одному из японцев, работавшему в Тайшетлаге и посмевшему высказать своё мнение. Давайте, друзья, адекватнее относиться к историческим фактам. Это всё уже свершилось. Давно.
На этот раз читаем откровения Вячеслава Майера о российских немцах на БАМе. Статья основана на реальных событиях, а самого автора привезли в Сибирь в 1947 году как спецпереселенца-немца.
В истории России немцы являлись фактором её образования и существования на протяжении веков. Екатерина II, окультуривая территорию государства Манифестами 1762,1763 годов, пригласила иностранцев Западной Европы в Россию. Российские немцы: прибалтийские, волжские, кавказские, одесские, крымские, сибирские являлись коренными жителями страны. Немцы - колонисты в России освоили, распахали, засеяли пшеницей и рожью больше земель, чем в Германии 1914-го года.
Ими была создана первая национальная автономия в РСФСР (19.10.1918-28.08.1941-го) - АССР немцев Поволжья. Декрет об её создании подписал В.И. Ленин, ликвидирована по Указу Президиума Верховного Совета СССР (Текст Указа разработал и подписал М.И. Калинин).
До 1938 года в СССР было 11 немецких национальных районов, в том числе и в Сибири. В этом месяце исполняется 80 лет депортации немецкого населения в Сибирь. Спецпоселение (а это один из видов уголовного наказания) с 1941-го по 1956 годы, «трудармия, северная рыбалка «мобнемок» (в том числе и на Лене) - 1942-1947-е годы, невиданная смертность (погибло около 30% людей), ограничения при поступлении в ВУЗы и передвижении по стране до 1972-го года привели к деградации немецкой нации в СССР.
Годы «Большого Сталинского террора» 1934-1940-е по «немецким линиям» уничтожили интеллигенцию. Так, из 1040 пасторов, зафиксированных в служении на территории России с московских времен, было убито, сожжено и удушено 102 человека, из них в советский период - 94. На юридическом языке это называется геноцидом. Российские немцы как-то быстро стали преступниками. Люди, прибывшие в XVIII веке из свободных земель Западной Европы и проживавшие по своим Законам и Уставам со своим Университетом (Дерптским), были растлены и морально изувечены. Будучи самыми грамотными в дореволюционной России, в СССР немцы опустились на самую низшую отметку по числу лиц с высшим образованием на 1000 человек, такую же, как цыгане.
Кстати, это очень удивило М.С. Горбачёва. При возвращении в Германию (в конце 80-х годов) многие переселенцы вынуждены была пройти психологическую реабилитацию. Отъезд немцев из СССР явился одним из факторов развала страны. Переехало с семьями около 3 млн. человек. Посудите сами - их «не замечали» в статистике, а они составляли 25% механизаторов в Казахстане и Южной Сибири.
Россия испокон веков страна Великого Северного земледелия, закрытая с южных границ набегами кочевников (страшной барантой), вынуждена была ориентироваться на собственные пищевые ресурсы. Их рост сдерживал резко континентальный климат. Из хлебных злаков вызревали, и то не всегда, рожь, овес, с трудом входил в обиход с Екатерининских времён картофель, предварительно акклиматизированный в Финляндии.
Александр Миддендорф – первый бамовец наших времен и последний энциклопедист России
Проблема почвы и выращивание на ней злаков и овощей была одной из приоритетных в исследованиях Российской Академии наук (и при ней Вольного Экономического Общества, основанного в 1764 году). С целью выяснить районы распространения вечной мерзлоты в Сибири и пригодность почвы для земледелия Академия наук отправила экспедицию под руководством А.Ф. Миддендорфа.
Она в составе будущего академика А.А. Миддендорфа и унтер-офицера Сибирского корпуса топографов В.В. Ваганова, лесничего Т.Э. Брандта, препаратора М. Фурмана с 14.11.1842 по 20.03.1945 годы детально обследовала районы Таймыра и (тайно) Дальнего Востока, прилегающие к русско-китайской границе, определённой Нерчинским договором 1689 года. Понятие «Дальний Восток» в российскую географию и историю ввел А.Ф. Миддендорф. Эту экспедицию по дням и расходам финансировали остзейские бароны. (Как всегда, у Академии наук не было своих средств).
Приамурская тайга тех лет в описаниях А.Ф. Миддендорфа напоминала римские времена в Германии - сплошная глушь, пробиться через которую могли только крепкие, воинственные люди. Километры её преодолевались неделями. Китайцы границу демаркировали ошибочно, южнее стояли «ОМБОНЫ» (Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР) с надписями на маньчжурском языке старомонгольском шрифтом, рядом проходили тропы с гатями через болота.
А.Ф. Миддендорф обнаружил и описал три пограничных пункта в юго-восточной части Станового хребта. Их редко инспектировала Поднебесная. Осторожно, опять тайно, границу топографически сняла в 1849-1853 гг. году секретная Забайкальская экспедиция Н.Х. Агте, в состав которой входил В.В. Ваганов, необычайно одарённый съёмщик. Экспедиция прошла 20000 вёрст маршрутной съёмки и определила 110 астрономических пунктов от верховьев Енисея до Сахалина.
Она обнаружила четыре «пайлора» - по тунгуски пограничных знака на Тукурингском хребте. Экспедиции подтвердили: Китай не контролирует левобережную территорию Амура. Николай I «под давлением» генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева (ставшего позже Амурским), сообщений А.Ф. Миддендорфа и Н.Х. Агте, адмирала Г.И Невельского, «открывшего» судоходное устье Амура, принял решение о «возвращении» России Амура дипломатическим и военно-колонизационным путём.
Это всё детально описано, но хотелось бы добавить: А.Ф. Миддендорф (1815-1894 гг.) подорвал здоровье (острый ревматизм), прожил долгую жизнь, стал академиком и «первым бамовцем» наших времён и последним энциклопедистом России. Ни один учёный не прирастил в описаниях-съёмках столько земель к России мирным путём, как Александр Фёдорович.
Агте Николай Христианович (1815-1867 годы жизни) скончался в 52 летнем возрасте от простудного заболевания. Топограф В.В. Ваганов (1820-1852 годы) при загадочных обстоятельствах был убит манегром-конным эвенком. Китайцы нашли преступника и в присутствии представителя России его повесили в 1853 году «по европейски», чтобы не осквернять трупом преступника город, на окраине торгового Май-Ма-Чена, рядом с Кяхтой. Найденные останки Василия Васильевича Ваганова торжественно похоронили с участием Н.Н. Муравьева на Иерусалимском кладбище Иркутска.
Спасибо, что читаете)))
В следующей публикации читайте продолжение истории. Не пропустите!