Когда мы начинаем играть в компьютерные игры, сначала мы просто хотим понять, что нам делать. Для примера возьмем игру GTA: как обычному игроку нам просто интересно, кого можно убивать, кого не надо, куда нужно идти. Это не герменевтическая позиция к игре. А второй момент - это посмотреть на то, какие скрытые социальные смыслы могут скрываться в GTA. Следуя методу целого и части, мы понимаем, что на первом уровне - это просто игра, а на втором уровне вплетены более широкие социальные, культурные практики, которые говорят и обо мне, и о создателях игры, и о мире, за которым находится эта игра, и о влиянии игры на него.
В книге «Этика компьютерных игр» ее автор Мигель Сикарт приводит GTA IV, как пример интерпретации нашей неолиберальной несправедливой действительности. В ней бывший солдат мигрирует в Америку из бывшей Югославии. Что ему делать? Мы понимаем, что его судьба - это быть мафиози. Здесь также можно вспомнить Мафию 2, в которой мы тоже видим то, как с войны возвращается главный герой Вито Скалетта. Сначала ему предлагают пойти на нормальную работу на склад, и нам дают задание: перетащить кучу ящиков из одного места в другое. И мы понимаем, что это полный бред: совершать механические действия за копейки. Так мы становимся небольшим мафиози.
В общем, игры можно рассматривать и с герменевтического уровня, раскрывая дополнительные смыслы и задавая себе вопросы. И ответьте на наш вопрос: какие игры вы еще знаете, где можно проанализировать социальный контекст, а не только игровую механику?
Выпуск подкаста про герменевтику
Ссылки
Телеграм канал Неискусственный интеллект
Ссылки на все площадки, где можно послушать подкаст «Неискусственный интеллект»
#философия #наука и образование #научная фантастика