В июле этого года полуостров посетили два корреспондента «Миллиард.Татар». Они изъездили равнинный Крым вдоль и поперек и поговорили с многочисленными спикерами из местных национальных движений, СМИ, бизнеса и т.д., в том числе в ходе сразу двух организованных «МТ» круглых столов. Была собрана огромная фактура, которая публикуется в виде интервью и репортажей уже на протяжении почти полутора месяцев. Но самое главное, что вынесли наши журналисты из поездки, это стойкое ощущение, что запросы крымских татар здесь в упор не видят и не слышат, тогда как пора даже не прислушаться к ним, а просто-таки бить в набат. Потому что не замечать у себя под носом пассионарный народ числом до 280 тыс. человек – это, в полном соответствии с известным афоризмом, хуже, чем преступление – это ошибка. Об этом – в колонке Арслана Минвалеева, подводящей итог турне «Миллиард.Татар» по татарскому Крыму.
«Не уйдем»
Солнце уже встало надо мокрыми улицами Симферополя. Город еще не проснулся. На ступенях вокзала стоит семья. Глава семейства, статный мужчина, с любовью окидывает взглядом город. «Дети, это наша Родина. Мы больше не покинем это место, возврата отсюда не будет. Или Родина, или смерть», - обращается он к обступившим его дочерям. Это одна из десятков тысяч историй возвратившихся на родину семей крымских татар (между прочим, реальная, из 1970-х годов, записанная со слов одной из этих девочек).
«Йа Ватан, йа олюм» («Родина или смерть») - эти слова я услышу много раз на протяжении всей нашей поездки по полуострову в июле этого года. С каждой новой встречей с крымскими татарами я все лучше понимал, как сильно они любят эту землю. А ведь многие из них даже не родились здесь, а переехали из Средней Азии, Марий Эл, Сибири или еще откуда-то, куда забросила их в 1944 году злая воля «вождя народов». «Что может быть вкуснее Крыма?!», - скажет нам в Судаке владелец небольшого отеля Марлен. А в Белогорске («Этот город называется «Карасувбазар», - поправит нас собеседник) хозяин дома расскажет, что когда он был малышом, мама так уговаривала его выпить «противное» козье молоко: «Выпей, сыночек, и тогда мы обязательно вернемся в Крым».
А чего стоит история Энвера-ага Аметова, которого восемь раз выселяли из Крыма и который каждый раз возвращался… И ты понимаешь, что никакая сила не заставит крымских татар уйти. Да, на Ютьюбе можно найти грустный скетч о том, как их дети порой выбирают для жизни Запад или иную сторону света, но все же подавляющее большинство живет здесь под лозунгом «Къырымда яша» («Живи в Крыму»), «Къырым ватан!» («Родина – Крым!»), «Артык сенден айрылмам» («Больше не покинем тебя»). В последнем есть общее со строками «казанского» (для крымских мы - «казанские») поэта Тукая «Китмибез!» («Не уйдем!»). Одним словом, для крымских татар это земля обетованная.
Их настроение заметно диссонирует с желанием некоторых жителей Крыма перебраться «на материк», в Россию. Земляки, перебравшиеся сюда из Казани, рассказывали нам, как недоумевают порой местные, узнав об их переезде в Крым.
Где место под солнцем для крымских татар?
Другое, что удивляет на полуострове: крымские татары - это отдельный мир, существующий параллельно системе. Причем во многих случаях это их вынужденный выбор. Так сложилось исторически. После присоединения Крымского ханства к России татары так и не стали своими для империи, многие предпочли эмиграцию в Турцию, оставшиеся же жили автономно. Хотя с тех пор полуостров побывал под несколькими юрисдикциями и повидал многое. Был в составе СССР, жил под немецкой оккупацией, оказался в составе Украины…
Многое изменилось, произошли большие политические перемены, однако крымские татары до сих пор не ощущают себя комфортно на своей родине. «Линия, которая выстраивается в Крыму, направлена на то, чтобы вытеснить нас на обочину любой жизни - политической, экономической, социальной, культурной и так далее. Поэтому идет интенсивный процесс внутренней эмиграции, когда общество замыкается внутри себя и не хочет иметь никаких дел с существующей вокруг властью», - констатирует Васви Абдураимов, возглавляющий объединение «Милли фирка». А ведь «Милли фирка» была одной из самых пророссийских настроенных групп и наиболее позитивно отнеслась к присоединению Крыма к России.
Чуть осторожнее о положении дел высказывается политолог, соавтор монографии-социологического исследования «Крымские татары в условиях трансформации политического пространства» Ленора Дюльберова: «Шишки набиваем регулярно. Нам помогают их набивать. Если говорить о России в целом, то у крымских татар есть свой... Подробнее читайте здесь