Бывшая столица российской империи некогда была центром светской жизни богатейших аристократов. На ее улицах строились особняки и дворцы, часто не уступавшие по масштабам и роскоши отделки королевским и княжеским дворцам Европы. К сожалению, отечественная история обошлась с ними очень сурово, и многие из них сейчас пребывают в крайне плачевном состоянии. Одним из немногих счастливых исключений является дворец князей Юсуповых на набережной р.Мойки.
Впервые мое знакомство с этим дворцом состоялось 17 лет назад – в первый мой год жизни в Санкт-Петербурге. Я долго помнила эту встречу: красота и роскошь дворца, пусть и несколько потерявшая свой аристократический лоск, произвела на меня, провинциальную студентку, сильное впечатление. До этого мне никогда не приходилось бывать во дворцах или усадьбах, разве что в Эрмитаже, но то был музей предметов искусства, а здесь чувствовалась жилая, настоящая атмосфера.
Естественно, что теперь, после встречи с французскими замками и особняками, мне очень захотелось снова открыть для себя этот дворец, чтобы сравнить свои впечатления, а еще – постараться оценить его максимально объективно, ведь теперь мне уже было с чем сравнивать.
Скажу сразу: впечатления от новой встречи с гнездом Юсуповых у меня оказались очень противоречивыми. Кое-что приятно удивило и оставило по себе добрую память, а кое-что – расстроило и вызвало чувство легкой горечи и разочарования, а может быть, даже тоски…
Сначала о хорошем.
Спустя 17 лет особняк Юсуповых все также очаровывает богатством своих интерьеров и поистине живой атмосферой. Особенно сильно последняя ощущается в жилых покоях старого князя и княгини. Сама история этой пары уже весомый довод в пользу посещения дворца, ведь это был очень редкий для той эпохи брак по большой, взаимной любви.
При этом богаче и знатнее была невеста – Зинаида Николаевна Юсупова, и поскольку она была единственной наследницей титула и состояния своего отца, мужу впоследствии, с разрешения императора, пришлось взять титул и фамилию Юсуповых.
А еще у них был сын – Феликс, который по странному стечению обстоятельств оказался одним из убийц Григория Распутина. Убийство, кстати, тоже произошло именно в этом дворце, в жилых покоях молодого князя. Этой теме даже посвящена отдельная экспозиция, но лично для меня она никогда не представляла большого интереса.
Другое дело - обстановка, отделка дворца, - то, что называется декоративным искусством, которое так активно игнорируется нашими музеями. Здесь для его ценителей - один из самых приятнейших и ценных уголков в нашей стране. Отделка дворца сохранилась достаточно хорошо, во многом благодаря тому, что здесь практически сразу был создан музей дворянского быта. Благодаря чему сегодня мы можем увидеть не только парадные залы, но и частные, жилые покои князей.
Они делятся на женскую и мужскую половину, и, хотя мужская выглядит более скромно в сравнении с пышным и воздушным убранством комнат княгини, она все равно по-своему привлекательна: чего стоит только бильярдная и Мавританская гостиная…
Эти помещения практичны и достаточно просты, в них не так много декора, но зато они такие теплые и камерные, атмосферные… Кажется, что они до сих пор используются по своему прямому назначению, а хозяин просто ненадолго вышел куда-то…
Будуар и спальня княгини производят совсем другое впечатление: здесь царит атмосфера тепла, душевности, радостного праздника и света – чувствуется, что именно здесь обитал тот человек, который был центром, душой и сердцем семьи. Все обустроено с каким-то легким изяществом, нет нарочитой роскоши и чрезмерности. Поначалу даже кажется странным, что покои обладательницы такого огромного состояния выглядят так сдержано…
Как говорится: все дело в деталях, - именно в них проступает богатство, именно в них прячется роскошь… Неважно что это: точная копия камина французского короля Генриха II, или мраморная лестница, которую специально привезли из Франции (у нас, конечно, с мрамором было плохо), или маленькие детали в декоре мебели, которые то тут, то там невольно цепляют глаз (например: люстры дворца – это вообще отдельный вид искусства, которому будет посвящена отдельная подборка)…
Только представьте: у княгини был фарфоровый будуар. Ни золотой, ни серебряный, а именно фарфоровый… Эта маленькая комнатка, больше похожая на хрупкую шкатулку для драгоценностей, наверное, самая интересная и любимая посетителями комната во дворце…
Сколько здесь мелких деталей, тонкой работы, а главной драгоценностью, конечно, была сама княгиня – первая красавица Петербурга.
Сравниться с этим маленьким будуаром может разве что помещение театра. Это роскошный зал, утопающий в блеске золотой лепнины, приятно гармонирующей с алым бархатом – такая миниатюрная копия оперы Гарнье в отдельно взятом Петербургском особняке…
А ведь мы могли бы ее никогда не увидеть: в годы блокады именно в театр попал снаряд, который так и не разорвался, и был обнаружен только при проведении реставрационных работ. О том, как его извлекали, и как долго пытались убедить военных именно в необходимости извлечь, а не ликвидировать на месте, несмотря на весь возможный риск, - обязательно расскажет экскурсовод.
И вот здесь стоит сказать главное: по Юсуповскому дворцу необходимо ходить с экскурсией, самостоятельный осмотр вряд ли будет столь же информативным и интересным. Нам с экскурсоводом очень повезло: Елена Олеговна (фамилию, к сожалению, не запомнила) превратила прогулку по дворцу в увлекательное путешествие, помогла ощутить теплоту и душевность семейной атмосферы, некогда царившей во дворце, почувствовать его историю…
А теперь о плохом…
Временами рассказ Елены Олеговны был недоступен для понимания, не потому что она как-то не так изъяснялась, просто за гулом голосов посетителей, особенно в парадных залах, ее просто не было слышно…
17 лет назад посещение Юсуповского дворца было возможно исключительно с экскурсиями, ограниченными группами, а теперь он открыт для самостоятельного осмотра… Соответственно здесь тоже появились толпы туристов, которые бездумно тыкаются во все углы со своими палочками для селфи, хамят, толкают, шумят…
Многим из них не интересна ни история дворца, ни особенности его убранства, для них – это лишь очередное место, где нужно просто отметиться…Грустно, грустно особенно от сознания того, что ведь все это, за редким исключением, наши соотечественники…
Я не знаю как экскурсоводу удавалось сохранять такое философское спокойствие, и продолжать с душевностью и теплотой рассказывать невероятно интересную семейную историю, когда ее несколько раз толкнули и попытались перекричать какие-то взбалмошные мамаши и несколько подружек, которым экскурсионная группа мешала фотографироваться…
Но все это мелочи – это наша реальность и с ней можно как-то мириться, хотя бы в силу привычки, а вот что по-настоящему расстроило и покоробило, так это печальная ситуация с самими экспонатами.
Помню, как при осмотре очередной парадной залы на вопрос «Ну как тебе Юсуповский после Парижа?» я шепотом сказала: «Я ненавижу Францию и Париж… Из-за них наши любимые петербургские дворцы и музеи теперь как-то меркнут»… А потом задумалась: а почему, собственно, так некогда любимый мною Юсуповский теперь производит на меня такое впечатление?
Оказалось, что все дело в тех же самых мельчайших деталях: обстановке, предметах интерьера – экспонатах. Нет, в отличие от Эрмитажа, они здесь практически все в очень хорошем состоянии, к ним относятся с любовью и вниманием. Вот только почему-то многие из них совсем не имеют никакого отношения ко дворцу…
Дело в том, что в Юсуповский дворец, когда-то – музей дворянского быта, свозили мебель и предметы интерьера из других особняков Петербурга. Особенно показательны в этом отношении жилые помещения молодых князей: Феликса и Ирины (кстати, племянницы русского императора) – там своей мебели не сохранились и поставили ту, что смогли найти… В итоге на стенах серебро и перламутр, а на мебели – бронза, помещение уже перекочевало в модерн, а мебель осталась из предыдущей эпохи.
Куда же делись предметы интерьера из самого Юсуповского дворца? Угадайте? Правильно: их отправили в Эрмитаж, вместе с большинством скульптур и практически всеми картинами (те, что сейчас висят во дворце - копии).
В итоге в некоторых залах стоит мебель, совершенно не вписывающаяся ни по стилю, ни по декору в обстановку помещения, а кое-где встречаются абсолютно пустые стены, на которых когда-то висели картины, которые теперь пылятся в запасниках Эрмитажа.
В чем здесь логика? Сохранить и защитить? Нет, логики здесь нет. Здесь просто очередная российская монополия – ну не можем мы без них, даже в музейном деле… От этого, конечно, становится тяжко на душе: что говорить об остальных отраслях нашей российской действительности, если в культурной такой раздрай и безразличие…
К счастью, Юсуповский дворец, несмотря ни на что продолжает оставаться интересным и привлекательным объектом для посещения. Его сотрудники придумывают массу дополнительных мероприятий: душевные посиделки с чаем и пирожными, с беседами и рассказами на разные исторические темы в уютной обстановке княжеской кухни; театральные постановки, различные выставки, тематические экскурсии.
Этим самым они доказывают, что главное при любом раскладе – это люди, которые могут превратить музей мирового уровня в развал, а могут небольшой особняк трансформировать в интереснейший культурный объект…Что ж, остается надеяться, что в нашей стране таких людей будет все больше и больше…
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Другие статьи о музеях: