Найти тему
Домосед

Последние бои Кавказской Войны

Карта боевой операции против хакучей
Карта боевой операции против хакучей

В конце марта 1864 г. в лагерь генерала Геймана прибыли старшины наиболее воинственного племени Зап. Кавказа - Убыхов со своим предводителем Хаджи Дагомуко Керендуко Берзеком и изъявили покорность Российскому Императору . После этого в течение месяца были покорены ещё несколько небольших племён на южном склоне Кавказского хребта .С этого момента многолетняя война на Кавказе формально была закончена . Но было ещё одно общество которое никак не хотело покоряться и принимать условия Российской власти . Это общество называлось Хакучи .

«Хакучи никогда не представляли собою отдельного племени . Это сброд, отовсюду из гор, людей, которые по различным причинам не уживались в своей прежней среде. Здесь много абадзехов, шапсугов и бывших наших казаков и солдат. Удалившись издавна в котловины верховий Псезуапе, обставленные со всех сторон горами, суровее которых трудно себе что-нибудь представить, они образовали, как бы отдельное, небольшое гнездо, жившее совершенно особою жизнью. С соседями сношений дружеских у них не было никаких; напротив, вечная вражда беспрестанно выражалась кровавыми столкновениями. Убыхи, шапсуги и абадзехи утверждали, что против хакучей они держали бдительный кордон и до того ненавидели их, что давно упрашивали двинуть в землю хакучей войска и многие вызывались безвозмездно быть проводниками. Вообще, не участвуя до сих пор в войне против русских, не вступая ни с кем ни в какие союзы, они тщательно соблюдали строжайшую замкнутость. Такое происхождение и такая замкнутость хакучей обусловливала и их внутреннюю жизнь. Они в одно и то же время ставили на полях и на кладбищах кресты, и исполняли различные магометанские и даже языческие обряды. Одним словом, для того, чтобы охарактеризовать хакучей, достаточно сказать, что убыхи, шапсуги и абадзехи называли их не иначе, как «дикарями и хищниками». При такой обстановке, у хакучей не могло быть особенного влечения идти в Турцию, тем более, что они опасались там мщения бывших своих соседей-горцев. Выйти же на плоскость, на Кубань или на Лабу, т.е. добровольно променять разбойничью жизнь на мирную, гражданскую, казалось для них большим стеснением. Так описывал это горское общество генерал- майор Гейман .

Зная насколько труднодоступны были для российских войск их трущобы , хакучи решили отсидеться в горах и сохранить свою независимость .Генерал Гейман сначала мирными уговорами попытался привести хакучей к покорности .Было послано к ним несколько убыхских и шапсугских старшин . Но покоряться хакучи наотрез отказались , к тому же несколько старшин были ими убиты .Тогда решено было покорить их военной силой .
В конце июля месяца с трёх разных сторон российские войска разрабатывая дороги в труднодоступной местности и несмотря на сильное сопротивление со стороны хакучей вошли в самый центр их земли .Но хакучи разбежались по трущобам , где их найти в это время не представлялось возможным . В октябре Гейман вновь делает экспедицию к хакучам , разоряет многие их аулы и захватывает скот и продовольствие .Но хакучи опять не покоряются . Была надежда что их общество не выдержит голода и лишений зимы и выйдет на плоскость .Но этого не произошло . Привыкшие с детства ко всяким лишениям Хакучи , питаясь кореньями и другой примитивной пищей выдержали зиму , а весной собрав сколько можно зерна в своих разорённых аулах засеяли поля . После окончания сева Хакучи опять начали делать набеги на русские поселения на морском побережье .

С апреля месяца 1865 года русские войска снова двинулись в земли непокорного общества . Основная масса хакучей сосредоточилась в верховьях рек Аше и Псезуапе . Туда двинулся отряд под командованием полковника Кузьминского . В нескольких боестолкновениях с русскими хакучи понесли тяжелые потери , но сдаваться не собирались . Тогда Казьминский продолжил рейды в их землю разоряя аулы истребляя посевы и захватывая скот .Рейды длились до августа месяца и следствием их было то , что часть хакучей все же изъявила покорность .Но другая часть и не думала сдаваться ,надеясь на крепость своей местности в районе небольших рек Хакучипси, Ходжоко, Татай, Копсе и Энебепле , куда движение войск возможно было только осенью. Крупная экспедиция в эту землю могла начаться не ранее начала октября . А до этого времени было решено постоянно тревожить хакучей и держать их в страхе действием небольших летучих отрядов по границе их земли .В это время командиры Российских отрядов не только воздействовали на непокорных горцев силой оружия но и пытались склонить их к прекращению сопротивления мирными переговорами . И это стало удаваться .К концу сентября многие горцы согласились изъявить покорность , и переселиться по собственному желанию или в Турцию или в горские округа на Кубани.

К 1 октября 1865 г оставалось непокорёнными примерно до двух тыс. душ хакучей .И по сведениям эти последние решили твёрдо сохранить свою независимость .

Обширные леса, покрывающие эту пересеченную местность, а в особенности хребты гор, дают удобный и безопасный приют здешнему полукочующему населению. Реки и ручьи протекают здесь по весьма глубоким оврагам, местами с совершенно отвесными берегами. При сильных дождях, даже мелкие водосточные ложбины, превращаются в стремительные, непроходимые потоки, прерывающее всякое сообщение. Словом, местность представляет преграды часто неодолимые, разрушающие все предположения и расчеты, заблаговременно составленные. Число путей, в особенности для движения с вьючным обозом, крайне ограниченно и все они требуют предварительной разработки. В крае существует полное безначалие. Религия одичалого населения есть смесь христианства, магометанства и язычества. Неограниченная любовь к своим родным горам и необузданной свободе составляет отличительную черту населения. Укрываясь в пещерах и в глубине лесов, горцы при появлении войск наших, с необыкновенным терпением и изумительными лишениями выжидают удаления наших отрядов, а потом возвращаются на свои пепелища. Народ, отличаясь чрезвычайной впечатлительностью и легковерием, с жадностью слушает о наших неудачах и, напротив, всякий успех наш принимает с полной недоверчивостью. Вот главнейшие причины, которыми можно объяснить необыкновенное упорство здешнего населения и твердую уверенность его удержаться в своих родных горах . Так характеризовал противника и местность генерал-лейтенант Своев назначенный начальником последней решающей экспедиции против хакучей и долженствующий поставить окончательную точку в Кавказской войне .

В эту экспедицию было назначено 26 пехотных рот ,300 охотников из казаков , 2 пластунских команды , 8 сотен казаков и 70 человек милиции .Весь отряд разделялся на пять колонн .3 октября колонны двинулись в землю неприятеля . В эту экспедицию боевых столкновений почти не было .Хакучи перед русскими войсками бросали свои аулы , хозяйства и даже больных родственников и скрывались в недоступных местах . Командиры колонн отправляли летучие отряды в разные стороны для поиска беглецов и разорения и уничтожения их имущества . По сути дела вся экспедиция свелась к прочёсыванию местности . Всех хакучей , кто изъявил покорность или был взят в плен отправляли на побережье . К 29 октября операция была закончена .В последние дни войска уже почти не находили спрятавшихся по укромным местам горцев , ни следов их пребывания .

Генерал-лейтенант Своев пишет в своём донесении от 4 ноября : «Горцы укрывались, в местах едва доступных, а потому труды войск при поисках были особенно тяжелы. Для большого успеха, войска действовали, преимущественно, по ночам и весьма часто отделялись от колонн на несколько дней, имея при себе только сухарный запас. Считаю обязанностью свидетельствовать, что как гг. офицеры, так и нижние чины, и в настоящей экспедиции выказали то же усердие и ту же готовность к перенесению трудов, которыми всегда отличались войска кавказской армии».

2 ноября 1865 г войска генерала Своева были распущены по своим квартирам . Вот это число можно считать реальным окончанием Кавказской войны .

Если Вам понравилась статья , ставьте лайки и подписывайтесь на канал !

Источник : "Экспедиция в землю хакучей" Е.Васильев // Военный сборник, № 8. 1872