Кто мог знать гениального советского режиссера Леонида Гайдая лучше, чем его супруга Нина Гребешкова, который недавно исполнилось 90 лет. Ровно четверть века назад Нина Павловна рассказала автору журнала «Искусство кино» Ларисе Малюковой о том, каким был Леонид Иович дома, так сказать, за кадром. Вот несколько интересных фактов из беседы 1996 года.
ПОКЛОННИК ЧАПЛИНА
Не секрет, что Леонид Гайдай был поклонником творчества Чарли Чаплина. Ему нравилось, как великий комик изобретал оригинальные приемы, чтобы смешить зрителя. Леонид Иович изучал режиссерские находки своего коллеги и просто любил его фильмы как зритель.
- Чаплина он мог смотреть без конца, замечая, как это сделано, растрогаться до слез. Сам он мучился, искал искры, воспламеняющие смех. Повторял, что заставить плакать легче, чем смеяться, - говорит Нина Гребешкова.
Режиссера удивляло, что его ставят в один ряд с коллегами – Эльдаром Рязановым и Георгием Данелией, потому что Гайдай говорил, что они трое – очень разные в творческом отношении. Его вообще мало что задевало, когда о нем писали в прессе. Порой супруга увидит в газете заметку о Леониде Иовиче, и спрашивает, как он к ней относится. А ее муж, оказывается, видел заметку, но не читал ее.
Или вот еще пример: Нина Павловна спрашивает мужа, что значит тот или иной прием или эпизод в его фильме. А тот отвечает: все объяснят критики. И правда – выходит статья, в которой все разложено по полочкам. Даже то, о чем Гайдай и не думал при создании фильма. А потом еще одна статья, и еще, и еще.
- Вот видишь, я же говорил тебе – они все объяснили, - с улыбкой говорил Леонид Иович супруге.
ЛЮБОВЬ К РАСТЕНИЯМ И АКТЕРАМ
Леонид Гайдай очень любил растения, он предпочитал не покупать готовые саженцы и комнатные цветы, а выращивать их из зернышек.
- Но надо все-таки знать Леню: вырастил тую из зернышка, но посадил ее под водосток, и в первую же зиму она замерзла, - говорит Нина Гребешкова.
Актеров Леонид Гайдай тоже обожал, искренне их любил и уважал. Мог бесконечно снимать Вицина, принимать его находки, очень был рад сотрудничеству с Андреем Мироновым, который купался в роли Козодоева.
- Актеров он любил безмерно, непоказушно, - говорит Нина Гребешкова.
Гайдай любил розыгрыши, разыгрывал совершенно серьезно. Даже собственную собаку.
Так, к примеру, у режиссера газеты лежали на журнальном столике в определенном порядке. И как-то приходит к нему в гости друг, а Гайдай спрашивает: - Ты читал сегодня в «Известиях» замечательную статью? Нет. – Да что ты! А ну-ка, Ричи. Неси сюда «Известия».
Пес подходит к стопке газет, берет верхнюю, несет хозяину. «Нет, не тут, а может в «Культуре»? - собака несет «Культуру». И так – восемь газет. Так режиссер развлекался.
- Он в жизни был немногословный, но им никогда нельзя было управлять. Он поступал всегда только так, как ему хотелось, - говорит Нина Гребешкова.
Подписаться на канал «КиноНытик»