В комментариях к статьям как на моем канале, так и на каналах других авторов, часто идет отсыл к книге: "Ракетостроение, том 3, 1973 г":
В качестве аргумента эту книгу чаще всего приводят "защитники" официальной версии полетов американцев на Луну. Но иногда и просто очень недалекие люди, которые не прочитали ни одной страницы из вышеуказанной книги, но пытающиеся ссылкой на литературу придать вес своим высказываниям.
Попробуем посмотреть на все это критически-реалистично.
Для начала - для прочтения этой книги вовсе не нужно идти в библиотеку - она есть в электронном виде в интернете на самых различных литературных платформах. Безусловно, настоящая бумажная книга лучше, но то, что есть на просторах сети то же ничего... С предыдущими: том 1 и том 2 - сложнее.
Аргумент "защитников" - книгу написали академики и доктора наук - сразу выдает то, что они эту книгу не читали. Ибо это очередной сборник - "итоги науки и техники" - из серии ракетостроение. То есть в нем собрана в сжатом виде информация, изложенная значительно подробнее в других источниках.
Тем не менее - у каждой книги есть автор. В данном случае это Шунейко Иван Иванович. Процитируем биографическую ссылку:
Лётчик-испытатель 1-го класса (1951), кандидат технических наук (1946), младший лейтенант запаса.
Родился 7 июля 1910 года в Минске. С 1914 жил в Москве. Работал в хлебопекарне. В 1929 окончил радиотехнические курсы, работал радиотехником. В 1930-1932 учился в Московском институте сельскохозяйственного машиностроения.
В 1935 окончил Московский авиационный институт. Одновременно с учёбой занимался в аэроклубе МАИ. После окончания института работал инженером, старшим инженером в ЦИАМ, преподавал в МАИ.
В 1936 окончил лётную школу при ЦАГИ. С 1936 параллельно с инженерной работой занимался испытаниями турбокомпрессоров на P-Z (1938) и И-153 (1939), силовых установок самолётов.
С мая 1941 по август 1955 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Провёл испытания: Як-9ПД, Як-ЗПД с мотором ВК-107ПД, Ла-7Д (1944), Ту-14 на максимальное число М, головного Ту-4 (1947), Ту-16 (1953); испытания силовых установок: моторов ВК-106 на Як-1 (1943) и ВК-107 на Як-9 (1943), двигателей ТВ-2 на Ту-4ЛЛ (1951), РД-45 и РД-45Ф на Ту-12, двигателей РД-10 и РД-20 на больших высотах (1947).
С 1958 работал в Академии наук СССР, Институте научно-технической информации, главным редактором журнала «Экспресс-информация» ВИНИТИ АН СССР.
Жил в Москве. Умер 27 августа 2001 года. похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Хороша биография, хорошее образование, хороший послужной список. КТН. Через его и его подразделение проходила масса информации, которую они обрабатывали и в реферативном (и не только) виде выдавали всем заинтересованным организациям.
Кто консультанты? В предисловии об этом сказано:
"Автор выражает глубокую признательность и благодарность рецензенту заслуженному деятелю науки и техники П. В. Цыбину за ценные указания, советы и сделанные в рукописи исправления, доктору технических наук, профессору О. А. Чембровскому за замечания при рецензировании рукописи, инж. Никитину С. А. за активное участие в систематизации и обработке материалов по программе Apollo для ЭИ АиР, инж. Н. Н. Хлебниковой за большую помощь, оказанную при подготовке рукописи к печати."
Никого из ведущих специалистов по советской лунной программе в консультантах нет. Странно? Да нет, если понимать, что это не авторская книга, а сборник информации.
Посмотрим на содержание книги:
Настоящий выпуск Итогов науки и техники содержит четыре главы.
Гл. I Конструкция и характеристики Saturn V Apollo
Гл. II Системы управления корабля Apollo
Гл. III Траектории, управление, навигация, радиосвязь и аварийные возвращения
Гл. IV Космические летные испытания Saturn V Apollo и пилотируемые полеты на Луну.
В конце каждой главы приводится библиографический обзор литературы и рефератов опубликованных в изданиях ВИНИТИ АН СССР.
Что в книге? Начнем с главы 1. Библиография:
1. The Apollo spacecraft. Space World, 1969, № F-3 (ЭИ АиР, 1969, № 32)
2. Apollo lunar module. Spaceilight, 1969, 11, № 6, (ЭИ АиР, 1969, №38)
3. Mc Carthy J. F., Dodds J. I., Crowder R. S. Development of the Apollo launch escape system. J. Spacecraft and Rockets, 1968, 5, № 8, ЭИ АиР, 1969, № 1; РЖ, 1969, 3.41.156
4. Ryan R. S., Kiefling Z. A., Buchanan H. J., J.arvinen W. A. Simulation of Saturn V S-II stage propellant feeding dynamics. AIAA Paper № 70—626, ЭИ АиР, 1970, № 39; РЖ, 1970, 11.41.214
5. Тawil М. N., Caloger P. The use of multilayer insulation on the LM vehicle. AIAA Paper № 69—609, (ЭИ АиР, 1970, № 7)
6. Strickland Z. Lunar rover-ready for Moon drive. Aviat. Week and Space Technol., 1971, 94, № 21. ЭИ АиР, 1971, № 40; РЖ 1971, 11.41.257
7. Davisson J. С., Мс.Harris J. A. S-IVB restart chilldown experience. AIAA Paper № 70—672, (ЭИ АиР, 1970, № 42).
8. Sandford J. W., Магtin J. E., The Saturn V for the «70 s» SAE Preprints, 1969, № 715, (ЭИ АиР, 1970, № 21)
9. Renman R. E., Mendelsohn A. R. Lunar module thermal control and life support systems for Apollo applications. SAE Preprints, 1969, № 625, ЭИ АиР, 1970, № 21; РЖ, 1970, 6.41.93
10. Long L. L., Hammitt R. L. Meteoroid performaition effects on space cabin design. AIAA Paper № 69—365. РЖ, 1970, 2.41.217
11. Mc Allum W. E. Development of meteoroid protection for extravehicular activity space suits. AIAA Paper № 69—366, ЭИ АиР 1969 № 46; РЖ, 1970, 2.41.124
12. Hеlvеу W. М., Jagоw R. B., Smith J. М. Life support requirements for the second decade of manned space flight IAF Papers a., N B134, ЭИ АиР, 1969, № 22; РЖ, 1969, 6.41.111
13. Сour—Palais Burton G. Meleorolid protection by multiwall structures. AIAA Paper N 69—372 ЭИ АиР, 1969, № 46; РЖ, 1970. 1.41.146
14. Drenning С. К., Stechman R. С. Determination of tailoff impulse and tailoff repeatability for small rocket engines. AIAA Paper, № 70—674, ЭИ АиР, 1970, № 41; РЖ, 1970, 11.41.125
15. Мorea S. F., Adams W. R., Arnett C. D. America's Lunar roving vehicle. AIAA Paper № 71—847
16. Smith W. W., Nyberg D. G., Wilson W. W., Hood J. F. Development and design aspects of a 5—pound thrust RCS rocket engine module. AIAA Paper N 70-654, ЭИ АиР, 1970, № 45; РЖ 1970,
17. Africanо R. С., Logedon Т, S. Optimization Saturn V. AIAA Paper №69—451
18. Lee В. James. Apollo status reports. Saturn V launch vehicle. AIAA Paper N 69—1094
19. Мullen С. R., Bender R. L. Saturn V/S-IC stage model and flight test base thermal environment. AIAA Paper N 69—318
20. George М. Low. Apollo spacecraft. AIAA Paper N 69—1095
21. Hellmann R., Conovar М., Morrison E., Neilson J. Lunar module thermal—vacuum simulation utilizing confonnal heater thermal control. AIAA Paper N 69—312
22. Graves D. L., Glynn P. C. A technique for analyzing latching dynamics and loads induced during spacecraft docking. AIAA Paper N 70—21
23. Pragenau J. L. Stability analysis of Apollo-Saturn V propulsion and structure feedback loop. AIAA Paper N 69—877
24 Noгris J. D Apollo propulsion system performance evalution. AIAA Paper N 68—586; ЭИ АиР, 1968, №. 44.
25. Flight event sequence. Speceflight v. 13, № 2, 1971
26. Saturn V. Spaceflight v. 13, № 1, 1971
Список используемой литературы обширен. Много ли там содержится технических подробностей? Например, про двигатель F-1?
Почитаем:
ЖРД F-1 фирмы North American Rockwell, Rocketdyne (США). Это самый большой и самый мощный ЖРД в США. Двигатель состоит из головки камеры сгорания, имеющей 2600 форсунок окислителя и 3700 форсунок горючего, отъемной сопловой приставки одного ТНА с прямым приводом, одного газогенератора, одного управляющего клапана для жидкого кислорода и горючего, одного управляющего клапана для пуска и останова. Кроме того, имеются агрегаты управления, клапан генератора, клапан воспламенительного устройства, устройство, подающее самовоспламеняющиеся компоненты топлива для зажигания смеси в основной камере сгорания, и пиротехнический воспламенитель для зажигания топлива в газогенераторе и зажигания выхлопных газов (рис. 11.3а, 11.3б).
Последовательность операций во время запуска и останова ЖРД регулируется клапанами, срабатывающими от нарастающего давления компонентов топлива.
ЖРД F-1 снаружи окружен теплозащитой, предохраняющей его от нагрева внешним потоком воздуха в полете по траектории.
Программой дальнейших усовершенствований двигателя предусматривалось получение 2-режимной характеристики.
Для увеличения полетной нагрузки ракеты-носителя двигатель форсируется до 715 т с последующим переходом в полете на номинальный режим на 80-й сек для снижения перегрузок. Такой двигатель может обеспечить увеличение полезной нагрузки на 900 кг.
Не кажется ли вам интересной последняя цитата? В далеком 1973 году никто не планировал списывать столь замечательный двигатель в отставку, а предполагали его дальнейшее усовершенствование.
Основные технические характеристики ЖРД F-1.
Рекомендую обратить внимание на такой параметр, как давление в камере сгорания - 63-65 кгс/см2. Сегодняшняя вики (и сегодняшняя официальная версия) дает несколько большую величину - 7 МПа или 69,1 атм. Различие не большое. Но сборник был составлен и издан не в процессе разработки данной техники. Не в процессе ее использования. А после завершения. Откуда тогда разночтения? Что поменялось за прошедшие годы - почему давление подросло?
В 1987 году я "проглотил" эту книгу на студенческом энтузиазме и восторге от достижений человечества, с некоторой долей горечи за свою страну, проигравшую лунную гонку. Внимательно перечитывая её сегодня, воспринимаю уже несколько иначе.
Продолжение следует...
Добавлю видео испытания газогенератора Ф-1 в 2013 году