Найти тему
Судострой

Какие плавучие атомные энергоблоки готовятся для Чукотки

Модернизированные энергоблоки будут внешне похожи на "Академика Ломоносова", а к их строительству привлекут зарубежные верфи.

Атомный плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" во время транспортировки в Певек / Фото: rosenergoatom.ru
Атомный плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" во время транспортировки в Певек / Фото: rosenergoatom.ru

"Росатом" последовательно продвигает свой проект энергоснабжения Баимского горно-обогатительного комбината на Чукотке с помощью серии плавучих энергоблоков. В ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) были заключены несколько важных соглашений.

Так, входящее в госкорпорацию ФГУП "Атомфлот" заключило с компанией "ГДК Баимская" (входит в холдинг Kaz Minerals) предварительное соглашение о поставках электроэнергии для Баимского ГОКа.

Документ предусматривает, что "Атомфлот" поставит четыре модернизированных плавучих энергоблока (МПЭБ) мощностью не менее 106 МВт каждый. Два первых МПЭБ должны быть поставлены к началу 2027 года, третий – к началу 2028 года, четвёртый – к началу 2031 года.

Энергоблоки будут работать по схеме 3+1. Три будут постоянно обеспечивать необходимую для работы комбината мощность около 320 МВт, а один будет находиться в резерве.

Ещё одним важным документом, подписанным на ВЭФ, стало соглашение между ФГУП "Атомфлот" и АО "Атомэнергомаш" о сотрудничестве в проекте энергоснабжения Баимского ГОКа.

Накануне вышло интервью генерального директора "Атомэнергомаша" Андрея Никипелова, в котором приведены некоторые подробности планов по строительству МПЭБов.

Внешне новые энергоблоки будут мало чем отличаться от введённого в эксплуатацию в конце 2019 года плавучего энергоблока (ПЭБ) "Академик Ломоносов" проекта 20870. Объясняется такой выбор сжатыми сроками и наличием уже согласованного и отработанного проекта.

Однако внутри отличия значительными. Так, на МПЭБ вместо реакторной установки КЛТ-40С будет использоваться более современный "РИТМ-200". Из-за этого потребуются более мощные турбины. Ещё одним важным моментом является то, что МПЭБ будет выдавать только электрическую энергию, без тепловой.

Напомним, проект 20870 разработан в ЦКБ "Айсберг", строительство ПЭБа велось на Балтийском заводе. Длина энергоблока составляет 144 м, ширина – 30 м, осадка – 5 м, электрическая мощность – 70 МВт.

ПЭБ "Академик Ломоносов" у причальной стенки Балтийского завода / Фото: Судострой
ПЭБ "Академик Ломоносов" у причальной стенки Балтийского завода / Фото: Судострой

Немаловажным является вопрос с местом строительства МПЭБов. Как пояснил Андрей Никипелов, строить корпуса (по крайней мере, для двух первых блоков) планируется за рубежом. При этом основное энергетическое оборудование планируется изготавливать и устанавливать в России.

Выбор зарубежных верфей объясняется высокой загруженностью отечественных корабелов и опять же сжатыми сроками реализации проекта.

Стоит отметить, что в чем-то схожий подход применялся при строительстве атомных ледоколов "Таймыр" и "Вайгач" в 1980-х годах. Корпуса с оборудованием, за исключением ядерной паропроизводящей установки, изготавливались в Финляндии на верфи Wartsila. Реакторы устанавливались на Балтийском заводе.

Будут ли в этот раз привлекаться балтийцы, пока не понятно. С учётом того, что в качестве потенциальных партнёров называются верфи Южной Кореи или Китая, устанавливать реакторы было бы логичнее на дальневосточной "Звезде". Тем более, к тому времени корабелы "Звезды" должны получить опыт работы с ядерными энергоустановками на ледоколе "Лидер".

К тому же, ЦКБ "Айсберг", которое разрабатывает проекты атомных плавучих энергоблоков, теперь, как и верфь "Звезда", контролируется нефтяной компанией "Роснефть".

Про стоимость. Пока что общий объем инвестиций в проект по энергоснабжению Баимского ГОКа оценивается более чем в 150 млрд рублей. В эту сумму входят четыре МПЭБа и береговая инфраструктура.

Ещё один интересный момент. Получается, что четвёртый – подменный МПЭБ можно будет использовать для частичной замены "Академика Ломоносова", которому как раз где-то в 2032 году предстоит отправиться на средний ремонт на завод.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц