Василий создал онлайн-курс: впервые записал видео, прочитал 20 книг, разобрался в фотошопе и упаковал интересные уроки. Но стоило запустить рекламу в Facebook, на Василия обрушился поток негативных комментариев. В чем же дело? Он ведь так старался, а люди негативят?
Решает поискать клиентов в своем окружении: наверняка кому-то сможет помочь. Людям вроде интересно, но когда доходит до дела, они не отвечают на звонки. Тогда Вася решает нанять таргетолога. Находит его по объявлению в сети «ВКонтакте». Вроде заявки пошли. Но программу не покупают, а иногда даже грубят, когда Вася звонит.
Что же делать? Понять, с кем нельзя работать. Мы выделили 8 признаков клиента, который испортит работу любому коучу.
1. Слишком много вопросов
Бывают люди, которые не считают опыт эксперта чем-то ценным: им кажется, что он должен делиться знаниями бесплатно. Поэтому они стараются, задавая вопросы, извлечь для себя какую-то пользу. В ответ в лучшем случае напишут: «Благо Дарю».
2. Нет возражений
«У меня нет возражений, но есть вопрос». Затем еще вопрос, еще и еще. «Я, конечно, согласен, но...». И дальше сплошной негатив. Это либо снова завуалированное нежелание платить, либо недостаток мотивации. Но обычно со всем «согласные» люди не платят.
3. Ты коуч? А ну обоснуй!
«А почему вот это?» «А почему вот так?» «А тут я с вами не согласен». Требовать объяснения каждого вашего шага – признак недоверия к вам и вашим действиям.
4. Необоснованные претензии
«Так неудобно, поэтому давайте сделаем так». «У меня такая ситуация, поэтому под меня надо вот это поменять». «Мне сегодня удобно во столько-то, а завтра будет удобно во столько-то». Несогласие с вашими стандартами, регламентом и методами неизбежно усложнит путь к результату: если сейчас ему все не так, то что будет в процессе обучения?
5. Постоянный перенос времени
«Ой, я не могу», «ой, я опоздал», «ой, я это», «ой, я то»... Непунктуальность, отсутствие самодисциплины, неорганизованность – это неуважение к коучу и его труду.
6. Специфический агрессивный юмор
«Ну чё, научите меня людей разводить?» Скрытая агрессия подобных шуток недопустима. Борьба с комплексами и внутренней неуверенностью – отдельная тема для работы психолога. Если это не профиль коуча, то это не его проблема.
7. Повелительно-снисходительный тон
Люди якобы пришли за обучением, но поучают коуча. Возможно, лучше их отпустить – пусть делятся мудростью где-то еще.
8. Чрезмерное сближение
Постоянные сообщения в соцсетях, мессенджерах, по электронной почте. Звонки в неурочное время, переход границ делового общения, вторжение в личное пространство. Эксперту платят за помощь, а не за дружбу.
Люди, которые ведут себя подобным образом, не плохие и не злые. Просто с ними сложно работать. Исправлять их или пробовать менять не входит в задачи коуча. Его задача — помогать тем, кто эту помощь готов принять.
Это только наши наблюдения. Расскажите о своих неприятных или нелепых ситуациях с клиентами. Ваш опыт поможет другим людям не попасть в неприятности.