Если ребёнок не блещет знаниями, то большинство взрослых подумает, что дело в нём, — но, может, всё же проблема в школе? Директор образовательного холдинга ВЗМАХ Елена Юрьевна Морозова рассказывает, по каким критериям стоит выбирать образовательное учреждение для подростка и чего в идеальной школе быть не должно.
Совсем не всегда школа, прекрасно подходящая для младшего школьника, будет хороша и для тинейджера. Тревожная новость для родителя: ребёнок вырос; возможно, менять надо не только обувь, но и кое-что, что поменять совсем не так просто, — школу!
Вообще, придирчивый взгляд на место, в котором ребёнок проводит большую часть жизни, весьма оправдан. Замечали, что есть лёгкие на подъём люди? К 25 годам они уже зачастую окончили бакалавриат в одном вузе и магистратуру в другой стране, летом занимались волонтёрством и в благотворительном фонде, и в экологическом движении против мусора, работали аниматорами в языковом лагере, тему для диссертации выбрали не по советам старшего преподавателя, а из списка самых актуальных вопросов отрасли, в следующем месяце их ждёт стажировка в большой коммерческой компании.
Есть и те, кто о таких впечатлениях, приключениях и достижениях и не помышляет. Живёт день за днём. Поднимается со ступеньки на ступеньку, порой даже и не задумываясь, куда они, эти ступеньки, ведут. Да, мечтает о дальних странах, но как-то непредметно: где же взять для этого возможности, время, деньги?
Смена школы может дать ребёнку новый опыт, как не жить по накатанной. В современном мире это важно!
Давайте задумаемся, какой должна быть хорошая школа для подростка: пять пунктов, что непременно должно быть, три — что хорошо бы, чтобы было, и два — чего не должно быть ни в коем случае. Всего десять.
Итак, must have
1. Самое главное — школа должна быть принимающей, дающей подростку возможность быть собой, отличаться, «вытанцовывать» собственную личность. В идеале здорово, если школа ещё и интересуется подростком. Выделяет его из общего ряда, чтобы ребёнок (да не ребёнок уже) чувствовал себя не просто учеником 9-го «Б» класса, а человеком с собственным именем и фамилией, своими достоинствами и, возможно, их дефицитом, а также интересами и способностями. Не только отличников и двоечников. Каждого.
2. Не менее важно наличие «качественных» взрослых. Не только предметников, но и людей, с которыми полезно и интересно общаться, с кем можно поговорить и о науке, и о жизни, и о личных проблемах. Принципиально важно, чтобы эти люди были готовы к такому общению, а правила школы позволяли и приветствовали это. Если таких людей в школе нет, на мой взгляд, туда вообще незачем ходить!
3. Школа должна уметь работать с детьми — не только с послушными и прилежными второклашками, но и со скептически настроенными, вечно в чём-то сомневающимися, критично обо всём отзывающимися, имеющими право на бунт подростками. Если учителей застаёт врасплох переходный возраст воспитанников, то это вопрос квалификации педагогов.
4. Учиться должно быть трудно, но не беспросветно трудно. Школа обязана давать опыт постановки собственных целей, интеллектуальной пахоты, преодоления и достижений!
5. Школа должна быть честной. Если третьеклашка не почувствует, что его однокласснику с «заботливыми» родителями оценку поставят более высокую, от дополнительных обязанностей освободят, за провинность не накажут, то подростки подобные вещи воспринимают очень остро! Школа — это организация, где «клиент» внутри. Если на школьной «кухне» грязь, значит, помимо уроков физики и словесности, школьник получит и уроки беспринципности, а они усваиваются куда быстрее и запоминаются надолго. Конечно, мы живём в несовершенном мире. Несправедливость, конфликты, столкновение мнений и интересов — ежедневная реальность для каждого из нас: и детей, и взрослых. Все ошибаются, бывают неправы, обижают. Важно только, чтобы всё это было без двойных стандартов, возведённых в систему.
Спросите: а как же качество образования, ФГОСы, ДКРы, результаты ЕГЭ? На мой взгляд, если всё вышесказанное соблюдено: имеются «качественные» взрослые, которые работают и учат по-честному, не за страх, не за галочку, если детей видят и понимают, думают, а не просто выполняют план, — значит, процесс как минимум не разрушающий. Это уже неплохо, на самом деле! Всё же школа не завод, не конвейер, где каждая операция следует строго за предыдущей, а каждая гайка занимает своё место на строго определённом этапе производственного цикла. Школа — это история про жизнь, и принцип «не навреди» при выборе школы — один из самых главных. Дети все разные. Что нужно вашему ребёнку? Непростой вопрос. Мне кажется, то, что я описала выше, — жизненная необходимость для каждого подростка.
Следующий список — не must have, но хорошо бы, чтобы школа…
1. Мотивировала, а не демотивировала. Предметы, одноклассники, обсуждаемые темы — всё это призвано будоражить, вызывать живой интерес, ощущение перспектив. Происходящее на уроках и вне уроков обязано давать пищу для размышлений, чем стоило бы заниматься в будущем, к чему приложить дополнительные усилия, что узнать, прочитать, найти в интернете. Обучение не должно быть рутинным, монотонным, безэмоциональным и не имеющим никакого отношения к жизни и будущему ученика.
2. Питала разные сферы личности: и интеллектуальные, и духовные, и творческие. Конечно, заниматься творчеством можно и вне школы, можно и музеи посещать по выходным, а не в рамках учебного процесса, но когда развитием чувства прекрасного занимается не только семья, это чувство, формируется более объёмным, более интегрированным в общую систему представлений, знаний и убеждений подростка. В школе, где гуманитарная работа построена удачно, ребёнок может сталкиваться с большим количеством мнений, аргументов и доводов, высказываемых его одноклассниками и преподавателями. Он учится формировать собственное мнение, предъявлять и отстаивать его, воспитывает собственный вкус, формирует определённые предпочтения и убеждения.
На практике часто случается так, что в математическом лицее история и литература вообще за предметы не считаются
На них не выделяют достаточного количества часов, не ищут качественных преподавателей, а в языковых или гуманитарных гимназиях, где язык — это «наше все», точные науки подаются с гораздо меньшим пиететом, не формирующим вкуса к этим предметам и достаточной эрудиции. Такие школы не формируют полноценное мировоззрение. Углубление в профиль — да! Но не в ущерб всему остальному.
3. Обеспечивала профориентацию. Серьёзное отношение старшеклассников к образованию важно для их будущего. Опыт показывает, что учиться по-настоящему подростки начинают только тогда, когда чётко понимают, для чего им это. Когда начинают связывать своё будущее с той или иной предметной областью, ориентируются на тот или иной вуз. Поэтому умная профориентация, включающая не только тестирование, но и разговоры, и возможность попробовать себя в различных видах деятельности, критически необходима для того, чтобы обеспечить активную позицию учащегося. Без неё образование остаётся школярством, и не более того.
И, наконец, самый короткий список
1. Школа не должна делать ребёнка безжизненным, закомплексованным, безвольным, бессильным. Если это происходит, какой бы блестящей школа не считалась, оттуда надо бежать. Срочно.
2. Школа не должна быть серой. Если учителя не говорят на хорошем русском языке, если преподаватель литературы считает, что «литература» — это то, что в учебнике, если в туалете нет зеркала, а на стенах — приказы и стенгазета в стиле 80-х, если дети орут, а не спорят и не смеются, если педагоги следят за порядком, а не общаются с детьми, значит, это убогая школа. Не надо по её поводу ломать копья, спорить, осуждать, не надо надеяться что-то в ней изменить. Просто заберите оттуда ребёнка.