Найти тему

Ушел человек-эпоха

Его называли отцом российских снегоходов. И не зря. Герман Дерунов — человек, первым создавший в нашей стране технику, способную преодолевать сугробы. Имея известного родителя, он не просто пошел по его стопам, но и стал не менее известным в конструкторских кругах. Известие о том, что Герман Дерунов ушел из жизни, пришло 26 августа. Ему было 78 лет.

Мечты и надежды

Еще дошкольником Герман Дерунов неровно дышал к конструированию. Правда, он всей душой любил кораблестроение. Его сердце тронул маленький деревянный катер, который ему когда-то подарил сосед. Увлечение набирало обороты — в школе он занимался в кружке судомоделирования и посещал «Умелые руки».

Постепенно, как рос Герман Дерунов, так и росла его любовь к кораблям и конструированию. Родственникам приходилось следить за ним, ведь он любил изучать различные механизмы и даже мог разобрать бытовые приборы. Впрочем, хобби начало приобретать гораздо больший смысл для Германа Павловича. Он всерьез надумал поступать в Ленинградский кораблестроительный институт. Однако его отец — Павел Дерунов — помешал этому. В 1960 году он был назначен директором Рыбинского моторного завода, и это имело последствия.

Состоялся серьезный разговор отца и сына. В результате Герман Дерунов отказался от своей идеи учиться в Ленинграде и подал документы в Рыбинский авиационный институт. Но здесь он надолго не задержался. Спустя год уехал в Уфу в другое учебное заведение.

-2

Дорога домой и новые открытия

Но сердце тянуло на родину. После успешного окончания института Герман Павлович вернулся в Рыбинск. Но работать на заводе вместе с отцом он не мог — запрещали строгие советские правила. Тогда он пошел в ОКБ на испытательную станцию. Вскоре ОКБ и моторный завод объединили, да и правила совместной работы родственников стали не такими суровыми. Германа Дерунова отправили в 44-й цех на полировку лопаток.

В то же время в Рыбинске активно развивались воднолыжный и парусный направления спорта. Конструктор не оставался в стороне. Но в те годы за границей вовсю набирала обороты снегоходная техника. Об этом говорили в передачах, на радио, печатали статьи в журналах и газетах. По всему миру открылось порядка 500 производств, которые за короткие сроки произвели более двух миллионов единиц техники. Герман Дерунов начал задумываться о создании машины, способной преодолевать сугробы, и даже обсуждал это с отцом.

И либо так повлиял этот разговор, либо шуму наделала статья в журнале «Америка» с рекламой снегоходов, но руководство моторного завода поставило задачу создать отечественную технику для езды по снегу.

-3

Отец снегоходов

Как потом вспоминал сам Герман Павлович, первый образец мало напоминал зарубежные аналоги. Может быть, только внешне. Каждую внутреннюю делать, будь то двигатель или подвеска, приходилось создавать буквально заново. Но всего спустя два года на суд общественности представили «Буран». Абсолютно новая техника не только для Рыбинска, но и для всего Советского Союза сразу покорила нуждающихся в ней.

Особенно в этом помогли испытательные забеги. Первый из них — от Рыбинска до Воркуты. Известные путешественники Шпаро и Шапиро приехали на завод, чтобы взять технику на испытания. Изначально они планировали отправиться на Северный полюс. Однако для этого требовалось множество разрешений, так как эта зона является пограничной. Затем они решили отправиться на Северную землю. Но и эта идея не осуществилась. И тогда было принято решение устроить заезд до Воркуты. В 1974 году команда из путешественников и создателей «Буранов» отправилась в первый подобный экстремальный путь.

В течение месяца снегоходы добирались до Воркуты. При этом каждый из них тянул за собой по 300 килограммов груза. Герман Дерунов шел во главе колонны. Его «Бураны» прошли этот путь достойно без единой серьезной поломки. Позже снегоходы ходили по Кольскому полуострову, на Эльбрус и Памир. И везде проявляли себя как отличная и надежная техника. «Бураны» постоянно совершенствовались, а улучшения сразу применялись в производстве. До сегодняшнего дня именно творение Германа Дерунова остается одним из самых популярных в России.

При участии Германа Павловича был создан еще один опытный образец снегоходной техники — «Поиск». Он уже был предназначен для занятий спортом. Использованные технологии нашли свое применение в разработках «Русской механики», где конструктор трудился до выхода на пенсию.

Любовь к снегоходам позволила Герману Дерунову защитить кандидатскую степень, получить множество наград и познакомиться с зарубежными учеными. Он принимал большое участие в создании новых снегоходов, жизни «Русской механики» и Рыбинска в целом. Так он внес большой вклад в создание музея имени своего отца — он передал туда важные и ценные личные вещи Павла Дерунова.

Людмила Бекенева, заместитель директора по УВР школы № 12:

— Я в растерянности от произошедшего. Герман Павлович — человек-эпоха. Он удивлял своей скромностью и интеллигентностью. При всех достижениях своего отца, своих достижениях и разработках он оставался очень простым и открытым человеком. Герман Дерунов никогда не выставлял напоказ свое величие. Он внес очень большой вклад в развитие музея имени Павла Дерунова в школе № 12 — передал личные фотографии и вещи отца для стенда, проводил консультации по экспозиции музея, рассказывал необычные факты, например о том, почему у Павла Федоровича были шахматы в виде рыб — он очень любил рыбалку. Без помощи Германа Павловича в школе не было бы такого замечательного музея.

Денис Добряков, глава Рыбинска:

— Умер Герман Павлович Дерунов — создатель российской конструкторской школы по проектированию и разработке снегоходной техники. Сын Почетного гражданина Рыбинска Павла Дерунова, Герман Павлович продолжил дело отца и награжден знаком отличия «За заслуги перед городом Рыбинском». Его называли отцом российского снегоходостроения, «мистером снегоходом». Знаменитому конструктору, основоположнику целого промышленного направления, изобретателю, писателю, спортсмену и путешественнику было 78 лет. Еще совсем недавно он активно интересовался историей рыбинской промышленности, собирал документы, делал запросы в другие города страны. А теперь его не стало. Очень грустно терять таких людей.

Людмила Филиппова, пресс-секретарь АО «Русская механика»:

— Герман Павлович внес очень большой вклад в развитие нашего предприятия. Оно стало последним местом его работы. Его вспоминают как человека очень энергетичного, активного, который никому не давал покоя. Если он находил какую-то идею, то обязательно доводил ее до конца и претворял в жизнь.

Рашит Валеев, главный конструктор АО «Русская механика»:

— С Германом Павловичем мы работали еще в Уфе, разрабатывали снегоход «Рысь». Он был человеком большой энергетики. Делом доказывал правильность своих идей. Он обладал удивительными способностями — создавать технологии с нуля, чтобы потом производить снегоходы. Герман Дерунов считал конструирование не только своей работой, но и хобби. С детства что-то придумывал, изучал. Любил спорт, путешествия, театры. Ну и, конечно, любил кататься на снегоходах.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц