К моей коллеге, Надежде Ильиничне, мальчик в группу поступил. В ясельную группу. Это значит, #адаптация , процесс нелёгкий и не быстрый. Это значит, что поначалу детей оставляют на пару часов, да не всех сразу приводят. Время присутствия увеличивают постепенно. Потихоньку доводят до обеда. Но ещё довольно долго никто не остаётся на тихий час. Потом, не всех сразу, начинают оставлять на сон. Забирают рано. И понимают правильные родители, что два года - это не тот возраст, когда малыша без самой что ни на есть крайней нужды можно на ужин оставлять. Ребёнку тяжело. Нервная система перегружена. Полпятого-пять часов - это то время, после которого малыш уже очень устал. Ему надо домой. Ему нужна мама. Нужен отдых и дом. Свобода нужна. В саду довольно ограничений и действий, выполняемых коллективно в определённое время. "Ой, ему так нравится с детками общаться! А дома скучно". Скучно - это, видимо, про то, что к маме пристаёт. Но только дома ребёнок приобретает знания, умения и навыки, которые станут базовыми по жизни. #детский сад не заменит семью. Общаться двенадцать часов подряд - это про подростковый возраст, когда взаимодействие со сверстниками выходит на первый план. Взрослые люди шалеют, общаясь день напролёт, пребывая там, где шумно. А двухлетний малыш?
А мы такие, когда #ужин закончился, ходим мимо участка Надежды Ильиничны с нашими ребятами, с которыми вышли пройтись, а она сидит там на лавочке в темноте с этим Мишей. Она и обедом кормила его одного, и спать клала одного, и гуляла, и ужином кормила, и вот он всё ещё здесь. С первого дня поступления в сад! С половины восьмого утра до семи вечера, почти двенадцать часов. И продолжалось это долго, пока не начали привыкать и оставаться после сна другие ребята. Ладно, что, ж. Возможно, это и есть у родителей самый крайний крайняк, самая распоследняя нужда. Мишенька оказался хорошим сыном, не болел почти, позволяя родителям спокойно ходить на работу. Плакал при расставании мало, поскольку понимал, что толку от плача нет никакого. Научился руки мыть, писать, как мальчик, одеваться и раздеваться, причём, маму совсем не напрягая, всё в садике. И какие знания, помимо тех, что получают все вместе на занятиях, Мишенька приобрёл? Отличные знания, всеобъемлющие. Замечательные. О том, чего нельзя в этой конкретно комнате и где схитрить можно. С прочим возникли сложности, но родители только иногда узнавали об этом, когда Надежда Ильинична всё-таки набиралась окаянства и ставила им на вид...
И вот уже Мише почти пять лет...
Как играть в игрушки, если не долбить ими о стол или голову Вани? Какое там время года, и, вообще, кому это нужно? Кто такой Мойдодыр и важно ли это? Выше и ниже, один и много, квадратики и кружочки - что, не пойму, от меня хотят? Почему карандаш не слушается, а кисточка тем более? Взял синюю краску вместо зелёной, а что такого? Кто там знает, какая из них зелёная? Опять не разрешают выть громко, как пожарная машина. Подожду немного и повою всё равно, а что такого? Почему на самом деле лучше не драться? Как договариваться с ребятами? Мама? Нет, не рассказывала. Миша качает головой. Потому что какой смысл говорить вообще, если тебя не понимают? Каша во рту, говорят. Речь родителей, обращённую лично к нему, Миша, видимо, слышал нечасто. Разве что, опять же, "нельзя" и "иди смотри мультики". Чувствуется, что в те два-три часа, что Миша в будни успевал провести дома, не особо говорили с ним, не требовали ответов на вопросы, не читали. А зачем? В садике почитают. В садике научат. Научили же сандалии обувать. Выходной? Я устала. Иди, мультики погляди. Господи, когда ж понедельник? Я с ума уже схожу от этих криков и беготни! Не ребёнок в доме, а щенячий патруль в полном составе! Скорей в садик! Что? Учить ребёнка играть в настольные игры, в сюжетно-ролевые даже? Нет, не слышала. Глупость какая!
И вот видели мы, что почти пятилетний Миша #маугли по сути. Дикий человек. Закрытый, насупленный, подозревающий, агрессивный, шумный, буйный, непонятно что говорящий.
У этой истории, однако, счастливый конец. Бывает такое редко, но Мише повезло. Перед тем, как он пошёл в старшую группу, мама родила второго сына, осела дома, и всё изменилось. Вдруг она узнала, что существуют развивающие игры, что с детьми надо разговаривать, рассказывать об окружающем, отвечать на вопросы, вникать в их проблемы. Что там, помнится, шуршала про эти дела Надежда Ильинична и другие #воспитатели в детском саду? Тут у Миши случились логопед и психолог. Ранний уход из садика. Поездки в интересные места. Попытки выучить стишок на праздник. Открытие мира Лего и прочих конструкторов. Интерес к рисованию. Больше усидчивости и сосредоточения. Открытие того, что, если Ваню не дубасить, он с тобой поиграет. Ревность к малышу? Это не про Мишу. Благодаря братику у него началось совсем другая, наполненная, хорошая жизнь домашнего мальчика. Которым занимаются, с которым рядом мама. Он просто расцвёл, стал спокойней, доброжелательней, дисциплинированней. Чаще улыбается и смеётся. Мишины игры теперь насыщены, и с ним играют друзья. Хотя, да, ещё предстоит навёрстывать многое, упущенное ранее.
И мы вот с Надеждой Ильиничной думаем: то ли нашим молодым женщинам нужно больше знаний про #воспитание детей, то ли больше желания, то ли больше достатка, покоя и свободного времени, когда нет необходимости бросать до ночи в яслях малыша и убиваться на работе до полной отключки и потери сил?
И, кстати, братцы, для тех, кто не понял. Сколько бы счастливых часов ни провёл ребёнок в детском саду, каким бы распрекрасным навыкам ни обучился, всё равно всё идёт из семьи. Отфутболиваете к экрану? Не отвечаете на вопросы, не разговариваете, не читаете, у вас нет совместных дел? Ну на фиг прогулки, я устала, в садике погуляет? Мальчик останется Маугли. Можно иметь на ребёнка час в сутки, но уделять этот час только ему, общению с ним, разговорам, социализации - и уже совершенно другой эффект.