Пресс-секретарь делегации Украины в контактной группе по Донбассу и советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович предложил сменить название Украины на «Русь-Украина». Об этом он рассказал в интервью журналисту Роману Цимбалюку.
На эту новость быстро отреагировала представительница российского МИД Мария Захарова. В своем Telegram-канале она предложила другой вариант названия страны – «Укрусь».
Вероятно, Мария Владимировна решила, что это очень смешная шутка. Не думаю так. На самом деле острота получилась неумная. Но дело даже не в этом. Главное, что устами Захаровой российский МИД выразил раздраженно-отрицательное отношение к идее Арестовича. А зря.
Дело в том, что смена нынешнего названия соседнего с нами государства для России вещь хорошая. Ведь страна под названием «Украина» возникла (сначала на страницах книг, потом на полях Гражданской войны) как анти-Россия.
Создавали проект «Украина» поляки. Об этом наш канал уже писал.
Полякам названный проект был нужен, чтобы ослабить Россию – в это время они боролись за независимость. Причем независимую Польшу они хотели восстановить в границах 1772 года. То есть, чтобы частью новой Польши опять стала Правобережная Украина. Но для этого нужно было доказать, что есть особый украинский народ, исторически связанный с Польшей.
В конце XIX века «украинскую» идею взяли на вооружение австрийцы – когда их отношения с Россией сильно ухудшились. Скажем честно, ухудшились, во многом по нашей вине. Российская общественность тогда рьяно поддерживала борьбу славян Австро-Венгрии, например, чехов, за освобождение от «немецкого гнёта». Австро-Венгрия, естественно, видела в этом угрозу для себя. Особенно беспокоило австрийское правительство то, что в Галиции среди русинов росли симпатии к России, а Россия официально рассматривала русинов как часть русского народа.
Рассматривала-то правильно. Но ведь это представляло угрозу для целостности Австро-Венгрии. И вот в качестве контрмеры австрийцы начали поощрять украинских националистов, которые стали убеждать русинов, в том, что те являются отдельным народом – украинцами. Украинская пропаганда развернулась и на территории Российской империи.
Лидером украинского национализма, пользовавшимся поддержкой австрийский властей, стал М.С. Грушевский, историк из России, выпускник Киевского университета. Он был приглашен в Львовский университет. Грушевский насытил польскими словами «мову» – разговорную речь крестьян Малороссии и таким образом создал украинский литературный язык. Буквы для этого языка он взял русские, но добавил несколько новых (например, «i» с двумя точками вверху, и развернутую в другую сторону «э»).
На этом новом языке Грушевский написал «Историю Украины-Руси», в котором доказывал, что есть особый украинский народ, имеющий свою историю, отдельную от истории России.
Двойное название было нужно Грушевскому потому, что историю выдуманной страны «Украины» никто бы всерьёз не воспринял. А название «Украина-Русь» исторически выглядело более правдоподобно.
Интересно, что Арестович, в отличие от Грушевского, слово «Русь» ставит на первое место. Более того, советник главы офиса Зеленского заявил, что Украина и является Русью. При этом Россия, по его словам, с «натяжкой» может претендовать на это наследие. «Надо у них отобрать бренд "русских" в конце концов», – говорит Арестович. «Русь — это мы… русы, русины…».