методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. . Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассмотреть, по крайней мере, в трех аспектах:
§ как науку и искусство управления инновациями;
§ как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях;
§ как аппарат управления инновациями.
Стратегический и оперативный инновационный менеджмент, их взаимодействие и содержательное дополнение друг друга в едином процессе управления. Целью инновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.
В инновационном менеджменте следует выделять два уровня. Первый уровень представлен теориями социального управления инновационными системами и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития. Это стратегический инновационный менеджмент. Он направлен на разработку стратегий роста и развития организации.
Второй уровень инновационного менеджмента являет собой прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления. Это функциональный (оперативный) инновационный менеджмент. Он направлен на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации новшеств. Задачей инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля.
Научные подходы к инновационному менеджменту, необходимость повышения эффективности менеджмента в области управления процессами создания новых знаний, творческим потенциалом создателей нового знания, освоением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений как основа формирования нового эффективного менеджмента под названием инновационный менеджмент. Эволюция науки управления основывается на обогащении содержания и принципов управления, а также, на совершенствовании его функций, методов и приемов. Классификация концепций и подходов в инновационном менеджменте: классическая школа, поведенческая школа, научная школа, процессный подход, системный подход, социально-психологический подход, жизнециклический подход, количественные математические подходы, проектный подход, маркетинговый подход. Рассматриваются принципы построения инновационной деятельности организации как открытой системы, характерные черты инновационного менеджмента. Важнейшими составными частями инновационного менеджмента являются его функции:
§ прогнозирование;
§ планирование;
§ организация;
§ мотивация;
§ коммуникация;
§ учет и контроль;
§ анализ и оценка.
Функции и виды инновационного менеджмента. Целью инновационного развития любых инновационных систем разного уровня иерархии (начиная с государственного уровня) является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечение конкурентного преимущества высшего порядка, классификация целей инновационного менеджмента. Под влиянием идей инновационного менеджмента перестраивается весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия инновационного решения, резко повышается значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента, таких как, коммуникация, мотивация, процесс делегирования полномочий.
Инновационное планирование — это непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей инновационного развития организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения управленческих ресурсов.
Процесс планирования подразделяется по срокам выполнения работ (кратко-, средне- и долгосрочный), целям (стратегическое и оперативное планирование), объектам (планирование НИОКР, производства, снабжения, сбыта и т.д.), факторам производства (модернизация оборудования, усовершенствование технологии, обновление основных производственных фондов, обеспечение сырьем и материалами и т.д.). Рассматривается структура процесса планирования в инновационном менеджменте. Окончательным этапом планирования является доведение планов до работников и создание организационных условий для их реализации.
Организация инновационной деятельности включает процесс формирования структур менеджмента, распределение материальных, энергетических, информационных и инновационных потоков между исполнителями. Важной частью этого управленческого процесса является распределение ответственности, риска и полномочий. В функции организации процесса входят проектирование процессов управления, разработка мер по унификации, типизация и стандартизация процедур, методов, приемов, а также, распределение информации по подсистемам менеджмента с применением современных ERP систем.
Координация - это центральная функция менеджмента, направленная на организацию взаимодействия и согласованности всех элементов инновационной деятельности в условиях неопределенности, многовариантности подходов и неполноты исходной информации, характеризуемой особой сложностью и спецификой. Рассматриваются виды и особенности коммуникаций в инновационном процессе. Применение CALS технологий для повышения эффективности инновационной деятельности.