Найти тему
На перекладных.

Француз, Таинственный Карла и Маёшка или чему и как учились наши классики

1 сентября пролетело, радость встречи с одноклассниками позади, а впереди весь огромный, неподъемный учебный год. Доска, хмурое небо за окном и портреты классиков на стене. А вот интересно, что им всем нравилось учиться? Их не ругали учителя? Одноклассники не давали обидных прозвищ? Можно проверить.

Александр Сергеевич Пушкин.

Е. Гейтман. А.С. Пушкин. 1822 год.
Е. Гейтман. А.С. Пушкин. 1822 год.

Пушкин обожал свой Лицей. После выпуска каждый год писал стихотворение, воспевая день создания alma mater - 19 октября.

Лицей на рисунке 19 века.
Лицей на рисунке 19 века.

Императорский Царскосельский лицей был действительно уникальным учебным учреждением. Его создавали для воспитания младших братьев императора Александра Первого. Но что-то не сложилось. Тем не менее, здесь учились дети из родовитых семей, будущие столпы общества, по мысли реформатора М.М Сперанского. Александр Пушкин попал сюда "по блату", за него ходатайствовал дальний родственник Александр Иванович Тургенев. Лицей приравнивался к университету, после окончания выпускники должны были поступать на службу. Легко ли было учиться? И чему учили?

  • Закон Божий
  • этика
  • логика
  • правоведение
  • политическая экономия
  • российская словесность и язык
  • латинская словесность и язык
  • французская словесность и язык
  • немецкая словесность и язык
  • риторика
  • российская история
  • всеобщая история
  • физическая география
  • математика
  • начала физики и космографии
  • математическая география
  • статистика
  • чистописание
  • рисование
  • танцы
  • верховая езда
  • плавание

Причем, программы по многим предметам были "запредельные". По математике лицеисты доходили до дифференциальных уравнений. Правда, не все. Юный Александр был как раз в числе недошедших. "Вы по математике - вечный ноль", - сокрушался его учитель. Но это не мешало Александру блистать по другим предметам - словесности и французскому. Здесь исповедовался гуманный принцип "от каждого по способностям". Именно в Лицее Александр начал писать стихи, его поощряли педагоги.

Лицеисты очень дружили, но ссоры, конфликты, даже драки, конечно, тоже были. Как же без этого. А по количеству прозвищ лицеист Пушкин был просто чемпионом.

  • Егоза
  • Стрекоза
  • Искра
  • Обезьяна
  • Мартышка
  • смесь обезьяны с тигром
  • Сверчок
  • Француз

Николай Васильевич Гоголь.

Неизвестный художник, ок. 1827 года Иллюстрация, 1858, гравюра на дереве.
Неизвестный художник, ок. 1827 года Иллюстрация, 1858, гравюра на дереве.

Юный Никоша Гоголь учился в Гимназии высших наук города Нежина, где основной упор делался на гуманитарные дисциплины. Ему очень понравилось красивое здание Гимназии, но окружающая обстановка тяготила, и он просил отца забрать его домой.

Маленький, с длинным острым носом, погруженный в свои мысли, он сразу же получил от однокашников прозвище Таинственный Карла. В честь героя одного из романов Вальтера Скотта. Правда, тот был Карло, но сходство в характерах было подмечено точно. Надо думать, что Никоша тоже в долгу не оставался. Школьные товарищи вспоминали, что он ко всему относился саркастически и был большой мастер давать точные, ядовитые прозвища. Но товарищи его полюбили, правда не все и не сразу. Учителя же были от Николая не восторге. Он, проявляя недюжинный актерский талант, часто пародировал не только своих приятелей, но и преподавателей. А главное, гимназист Гоголь очень неважно учился. Особенно тяжело ему давались иностранные языки.

Литературу же он страстно любил, и первые собственные литературные опыты были проведены именно в Нежине: стихотворная баллада «Две рыбки», трагедия «Разбойники», идиллия «Ганц Кюхельгартен», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Юный Гоголь выпускал рукописный журнал, для которого сам писал статьи и собственноручно рисовал обложки.

Гимназия высших наук в Нежине.
Гимназия высших наук в Нежине.

К Гимназии он, в конце концов, привык и домой больше не рвался, папеньку не тревожил. Когда слишком шумные приятели начинали ему докучать, уходил в большой гимназический сад, порисовать, поболтать с садовником Ермилом, набросать черновые строки будущей элегии.

Еще одной отдушиной для не слишком успешного гимназиста Гоголя стал школьный театр. Он быстро занял в нем место премьера. Играл в каждой постановке и по мнению одноклассника Нестора Кукольника весьма удачно:

в русских пьесах Гоголь был неподражаем, особенно в комедии Фонвизина "Недоросль", в роли г-жи Простаковой.

В июне 1828 года гимназия была закончена.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Лермонтов в форме лейб  - гвардии Гусарского полка. Художник  П. Заболотский.  1837 год
Лермонтов в форме лейб - гвардии Гусарского полка. Художник П. Заболотский. 1837 год

Школьное прозвище - "Маешка" от от М-r Mayeux. Это горбатый урод, персонаж забытого французского романа. Таким прозвищем Лермонтова наградили в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда он ушел из Московского университета. Михаил был действительно, приземист, широк в плечах и довольно сильно сутулился. Но никто бы, конечно, не решился назвать его уродом. Умное, значительное лицо, огромные выразительные глаза, большая физическая сила и ловкость. Михаил был прекрасным наездником и великолепным танцором, превосходно дрался на эспадронах и рапирах. К своей внешности относился с грустной иронией, поэтому прозвище его не обижало. Обучение в Школе подпрапорщиков было финальным аккордом в образовании Лермонтова.

А начиналось все в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в Тарханах. Миша был на модном сейчас "домашнем обучении". Правда, ему катастрофически не везло с учителями. Приглашенный француз так нудно преподавал язык, что Мишенька от него сбегал, а преподаватель греческого сам удрал от ученика, переквалифицировавшись в скорняка. Тем не менее, в языках Михаил потихоньку разобрался и скоро свободно читал и на французском, и на немецком. Позже прибавился английский. А у бабушки была огромная библиотека. Поэтому когда Елизавета Алексеевна привезла его в Пансион при Московском университете, оказалось , что он во многом превосходит своих сверстников. Чего ему не хватало, так это опыта общения с ровесниками. Он требовал от новых друзей идеальных отношений: безупречной честности, верности и преданности. И разочаровывался, не получая того, что себе намечтал, нафантазировал. Это его очень ранило и, в конце концов, наложило определенный отпечаток на его характер. Лермонтов закрылся, стал прятать тонкую, ранимую душу под внешней холодностью и колкостью. В Школу Гвардейских подпрапорщиков в Петербург явился уже совсем другой Михаил Лермонтов. Остроумный, язвительный, жесткий. Ему при его уме и наблюдательности, не составляло труда, найти болевые точки человека и выставить его на посмешище. Справедливости ради , надо сказать, что и себя он никогда не щадил, мог иронизировать над собой, нарисовать едкую карикатуру, представив себя в самом смешном виде.

Благодаря, своему незаурядному уму, поэтическому таланту, пока проявлявшемуся, в основном, в эпиграммах, дерзкому характеру юнкер Лермонтов всегда оказывался в центре внимания и соответственно в центре всех проказ и каверз, учиняемых учащимися. На спор с приятелями - силачами скручивал и завязывал узлом ружейные шомпола, за что приходилось расплачиваться в прямом смысле этого слова, участвовал в проверках, устраиваемых новичкам. Например, на спящего новичка ночью налетал «Нумидийский эскадрон» - юнкеры, сидящие один на другом и покрытые простыней. В руках наездники держали стаканы воды, которую обрушивали на ничего не подозревающего вновь прибывшего.

Посещая Гвардейских подпрапорщиков, Лермонтов не уступал в шутках и розыгрышах самыми веселым и остроумным представителями Школы. Причем, шутки и распеваемые на его слова куплеты и песенки не всегда носили пристойный характер. Вообще, он, конечно, был одарен совершенно разносторонне. Хорошо играл на рояле, скрипке, гитаре, виолончели, замечательно рисовал. И при этом успевал учиться. А изучаемых предметов было предостаточно. Программа включала математику, географию, историю, военное судопроизводство, топографию, фортификацию, артиллерию, тактику и военные уставы, Закон Божий, российскую словесность, французский язык, нравственность.

Словесность Лермонтов изучал с особым интересом. Кроме того, он много читал сверх программы, запираясь в свободных классах, так как такое чтение не поощрялось начальством. И достаточно серьезно занимался собственными сочинениями. Большое место пока занимали шуточные, легкие поэмы и стихи, такие как любимая юнкерами "Уланша", но в это же время им уже были написаны большая поэма «Хаджи Абрек», несколько лирических стихотворений, изменен вариант «Демона», продолжалась работа над начатой еще в Москве повестью «Вадим». Когда "Хаджи Абрека" прочитал преподаватель русской словесности В.Т. Плаксин,

он поднялся на кафедру и в присутствии всего класса торжественно произнес: «Приветствую будущего поэта России».

Тем не менее, начальство вздохнуло с облегчением, когда по истечении 2-х лет юнкер Лермонтов сдал экзамены, и будучи произведенным в корнеты Лейб-гвардии Гусарского полка благополучно покинул Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

-6

Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Статья получается неподъемной, придется разбить на несколько частей. Меня тема заинтересовала, если Вас тоже - пожалуйста, подписывайтесь на канал.