Вот последнее время у меня наваждение, в хорошем смысле.
Куда ни гляну, везде встречи-пересечения с Николаем Гумилевым.
Даже здесь. Будучи очарованной веерами павлиньих хвостов от Джесси Армс, я опять наткнулась на гумилевские строки. Иллюстрация да и только! Лучше и нет: поэтическая иллюстрация к живописи, наполненной поэзией красок.
… А Гумилев точно любил экзотику, за ней и ездил в Африку. Неоднократно. Знал толк в диковинном, умел воспеть.
«Об озерах, о павлинах белых,
О закатно-лунных вечерах,
Вы мне говорили, о несмелых
И пророческих своих мечтах.
Словно нежная Шахерезада
Завела магический рассказ,
И казалось, ничего не надо
Кроме этих озаренных глаз.
А потом в смятеньи <…> туманных
Мне, кто был на миг Ваш господин,
Дали два цветка благоуханных,
Из которых я унес один.»
(©️Н. Гумилёв)
«Павлинов белых» поэт воспел в июне 1917. Одна Революция не затронула его пока глубоко, он в экспедиционном Русском корпусе за границей.
Первая Мировая грохочет смертельным боем по Европе… Россия катится к катастрофе.
А поэт поёт павлинов. Потому что поэт…
А Джесси Армс Ботк (Jessie Arms Botke, 1883-1971), американская художница, родилась в 1883 году в Чикаго. Учиться живописи она начала очень рано, параллельно с занятиями в средней школе. Потом ещё закончила и Chicago Art Институт. После учебы путешествовала по Европе и в 1911 году остановила свой выбор на Нью-Йорке, где начала работать в студии, занимавшейся изготовлением эскизов для гобеленов. Похоже, именно здесь Джесси выучилась безупречно тонкой композиции и рисунку и вообще полюбила декоративное искусство.
Она вышла замуж за художника Корнелиуса Ботка голландского происхождения, и они вместе работали над фресками для крупных чикагских дизайн студий. Именно в этот период Джесси полюбила писать птиц, особенно павлинов, вкрапляя их в диковинное цветочное обрамление. Говорят, она однажды отправилась на этюды в зоопарк Бронкса, и там была совершенно очарована павлинами. С тех пор, павлины и птицы вообще стали ее «фишкой”, ее крылатыми и хвостатыми музами. И мы узнаём ее по её павлинам необыкновенной грации.
В 1919 Джесси переехала с семьей поближе к солнцу и океану - в Калифорнию, где счастливо прожила до самой смерти в 1971.
Она была успешна и востребована, много выставлялась, ее работы получали многочисленные награды, начиная с 1919.
Творчество ее относят к направлению калифорнийского импрессионизма.
То есть его отличают от собственно «американского». И знаете почему? Потому что калифорнийский импрессионизм выгодно оттенен особой сочностью и яркостью красок, горним светом, наполняющим полотна, и диковинными персонажами. Обстановка, знать, располагает.
Джесси оставила многочисленные акварели, дарящие тонкую, недосягаемую красоту. Волшебный мир. Мир сказок. Танцы. Изгибы. Шахерезада?.. Мечты.
А всего-то надо было сходить в зоопарк Бронкса…
Только, похоже, Бронкс открывается не всем. Призвание? Да. И любовь к искусству.
Любуемся!
P.S. Полноты картины ради. У творчества Джесси были и есть критики: они часто называют ее работы популистскими и даже кичем.
Что тут скажешь? Вкусы могут и должны быть разными. И экзотика не всем близка. И мечтания.
Но талант живописца, верность манере письма, изысканность композиции ведь никто не отменял?
Предлагаю продолжать наслаждаться красотой!😉
©️ 2021 Мила Тонбо