В настоящее время уже принято называть модели отечественных и советских машин сокращенно, например, “восьмерка”, “шишига” и так далее. Реже машины именуются полностью своим цифровым обозначением.
Тем не менее, если задуматься, то может показаться, что во времена производства советских автомобилей, разработчики вращали барабан и подбирали числа случайным образом.
На самом деле, в процессе производства каждый автомобильный завод имел свои строгие регламенты, согласно которым машине присваивались обозначения.
На заре становления автомобилестроения, строгой регламентации не было. Машине присваивали сокращенное буквенное обозначение и цифру один. Существовало несколько машин в подобном исполнении. Однако количество моделей только увеличивалось, поэтому было принято решение упорядочить буквенно-цифровое обозначение выпускаемой автомобильной продукции.
После окончания Великой Отечественной Войны стало возрождаться специальное ведомство по разработке технической документации. Оно то и должно было заняться классификацией автомобильных индексов под руководством работника ГАЗа, товарища Челова.
Самуил Абрамович разработал самые первые индексы и присвоил их различным заводам. ГАЗу был отведен диапазон от 1 до 99 единиц, Завод имени Лихачева должен был именовать свою продукцию в пределах второй сотни, остальным выделили от 5 до 50 цифр. Все зависело от объема выпускаемых машин.
Исключением из правил стала продукция ГАЗа. Наикрупнейший автомобильный гигант мог вести нумерацию в случайном порядке. Остальным производственным предприятиям это запрещалось.
Также не редкостью было и сохранение присвоенных автомобилям обозначений, когда их производство перемещалось на другой завод. Так было, например, с ЯАЗом. Двухсотая модель, поступившая на конвейер Минского автомобильного завода, стала именоваться МАЗ-200, хотя на тот момент в Минске были обозначения пятой сотни.
Нумерация машинам давалась, но она не несла никакой нагрузки, то есть не отражала никаких характеристик машины. Для того, чтобы это исправить, снова вмешался товарищ Челов, который на тот момент был уже сотрудником учреждения по топливной аппаратуре в Ленинграде. По его инициативе был разработан стандарт, в последствии став ГОСТом, который до сих пор применяется на территории Российской Федерации.
Итак, при количестве цифр 4 или 5, первая относилась к классификации автомобиля, от 1 до 5, соответственно от особо малого до высшего класса. На производстве грузовых машин, первая цифра относилась к тоннажу машины.
Говоря об автобусах, первая цифра относилась к обозначению длины машины. Двойка указывала на длину до 5.5 метров, тройка именовала диапазон от 6 до 7.5 метров, и так далее.
Наличие второй цифры в многозначных индексах указывало на тип машины. Легковым машинам выделили цифру 1, автобусам двойку, грузовым машинам цифру 3, седельники получили обозначение 4, самосвальные конструкции – 5, автомобильным цистернам досталась цифра 6, машины с кузовом фургон отличались цифрой 7.
Обозначение для третьей и четвертой цифр отводилось для порядкового обозначения модели в модельном ряду.
Пятая цифра именовала модификацию произведенной модели автомобиля.
По обозначению шестой цифры можно было понять, что модель предназначена для отправки на экспорт.
Таким образом можно без труда разобрать буквенно-цифровое обозначение, как легковой, так и грузовой машины, и бесконечных ряд цифр откроет основные характеристики автомобиля.
К примеру, если взять АЗЛК Москвич 2141, то станет понятно, что автомобиль производства Автомобильного Завода Ленинского Комсомола, малого класса, легковой автомобиль, сорок первая модель по счету производства. По такому же принципу можно разобрать цифровой код любого грузового автомобиля, будь то Камский автомобильный завод, или продукция Минского автомобильного гиганта.
За это нужно быть благодарным товарищу Челову, ведь данная нумерация крайне проста и крайне эффективна, а также уникальна и ранее ни в каких отраслях подобное не применялось.