Судно ледового класса проекта П-2790 "Бавенит" 22 августа вышло из Мурманска курсом в отдаленные восточно-арктические воды. Это судно, одно из самых современных судов такого рода в России, должно пробурить первые в истории скважины в море Лаптевых.
По данным "Роснефти", на мелководье этого района никогда ранее не бурили скважину. Буровые колонны из нескольких скважин теперь помогут создать геологическую модель региона и определить потенциал нефти и газа, сообщает компания.
"Роснефть" контролирует большое количество лицензионных участков в арктических водах, в том числе пять в море Лаптевых. Карта от Роснефти показывает четыре основных лицензионных участка в море Лаптевых, которые она контролирует: Хатангский, Усть-Уленекский, Притаймырский и Усть-Ленский районы. Кроме того, имеется крупный лицензионный участок, который простирается к северу от Новосибирских островов и выходит в Восточно-Сибирское море.
"Бавенит" был первоначально построен в Хельсинки в 1986 году и недавно подвергся серьезной модернизации, которая позволяет ему работать в самых северных районах российского арктического шельфа. удно способно выполнять геотехнические исследования грунтов в скважинах на глубину до 300 метров при глубинах воды до 1500 метров и более, а так же изучать грунтовый разрез и его характеристики забортными устройствами до 40 метров при глубине воды до 2500 метров.
Им управляет мурманская компания AMIGE, дочернее подразделение государственной геологоразведочной компании "Росгео". В 2020 году судно участвовало в бурении в северных районах Карского моря, а в начале этого года пробурило в общей сложности пять скважин на лицензионных участках "Газпрома" в Баренцевом и Карском морях.
"Бавенит" - не единственное судно, которое этим летом занимается картированием углеводородов в море Лаптевых. "Академик Примаков" в середине августа провел крупное сейсмическое картирование в этом районе, а "Академик Лазарев" позже в том же месяце направился в сторону Восточно-Сибирского моря.
"Академик Примаков" - первое, новое сейсмическое судно "Росгео", приобретенное у международной нефтесервисной компании Schlumberger в 2017 году. Корабль первоначально был построен в Ульштейне, Норвегия, и ранее носил название "Западный Нептун".
"Академик Лазарев" первоначально построен в Щецине, Польша, в 1987 году и оснащен для проведения сейсмического картирования в арктических северных водах. 23 августа он прошел через пролив Вилькицкого по пути в Восточно-Сибирское море. Кроме того, в этом районе находится еще несколько научно-исследовательских и изыскательских судов, в том числе "Петр Котцов", судно длиной 65 метров, эксплуатируемое гидрографической компанией Росатома. Судно находилось 24 августа в водах к западу от Новосибирских островов. Считается, что он занимается картографированием морского дна в рамках разработки Росатомом Северного морского пути.
К концу августа практически весь морской лед исчез из моря Лаптевых. Однако в проливе Вилькицкого, водах, отделяющих полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля, а также в Восточно-Сибирском море, все еще остается лед.
На сегодняшний день у России есть только один добывающий проект на арктическом шельфе - "Приразломная" в Печорском море. Но у страны есть планы еще по нескольким направлениям. Самоподъемная буровая установка Perro Negro 8 в августе 2021 года начала бурение на месторождении в Обской губе, а "Арктическая" - на месторождении Скуратова к северу от полуострова Ямал.
Кроме того, в этих водах появится полупогружная буровая установка "Северное сияние", которая этой осенью должна закончить бурение в Карском море, и возможно, начнет новое бурение на участках, недавно исследованных "Бавенитом". В восточно-арктических водах России ведется крупная разведка месторождений нефти.