Некоторое время назад я рассказывал вам про полноприводный ГАЗ-61-73, представляющий собой полноприводный вариант «Эмки».
Эта модель создана на базе ГАЗ-11-73 — модернизированном варианте ГАЗ-М1. О нём и поговорим подробнее сегодня.
Конкретно этот экземпляр в военных цветах я встретил на выставке Олдтаймер Галерея несколько лет назад.
Я хочу, чтобы вы поняли одну основополагающую вещь про советский автопром.
Индекс автомобиля зачастую совпадал с индексом используемого на нём двигателя.
Модель могла неоднократно модернизироваться, но название оставалось неизменным. Но лишь до тех пор, пока серьезной модернизации не подвергался двигатель.
Так получилось и с ГАЗ-М1, которому к 30-м годам прошлого века остро требовался новый двигатель взамен устаревающего.
Разрабатывать собственный силовой агрегат было непосильной задачей, поэтому за опытом вновь обратились к американцам. В итоге остановились на шестицилиндровом моторе Dodge D5, который в США производился с 1928 года.
В 1937-38 годах закупили всю документацию и перевели чертежи в метрическую систему. Производство мотора началось в 1940 году под обозначением ГАЗ-11.
Двигатель имел рабочий объём 3,5 литра (точнее, 3485 см³) и выдавал довольно приличные для тех лет 76 л.с., работая при этом на самых низкосортных видах топлива, доступные в то время в СССР.
Именно ГАЗ-11 впоследствии стал основой для создания моторов для ГАЗ-М20 "Победа" и ГАЗ-12 ЗИМ.
Как я уже объяснял выше, новый двигатель потребовал смены обозначения названия модели. Теперь она называлась ГАЗ-11-73, следуя системе «номер двигателя — номер кузова».
Визуально ГАЗ-11-73 можно легко отличить от ГАЗ-М1 по изменённому оформлению передней части: решетка стала полукруглой, а не плоской в форме рыцарского щита.
Были и другие изменения. Например, передние рессоры удлинили, установили стабилизатор поперечной устойчивости, добавили более совершенные гидравлические амортизаторы и повысили эффективность тормозной системы.
ГАЗ-11-73 производился всего несколько лет — до 1942 года. За это время успели сделать около 1170 экземпляров, но неизвестно, насколько они соответствовали оригинальной концепции автомобиля.
Автомобиль, представленный на выставке, был предоставлен музеем на Рогожском валу, который в настоящее время закрыт и переезжает в другое место.
Его состояние, на самом деле, довольно посредственное, а часть узлов и агрегатов неоригинальные.
Интересно, что мне удалось найти фотографию ГАЗ-11-73 с тем же самым индексом на передних дверях — Ш75-126.
Ну и что такого, да? Просто эта фотография была сделана в Мурманске во время одной из реконструкций военных действий. Далековато от Москвы, не правда ли?
Поэтому вопрос: как думаете, это тот же автомобиль или нет?