Найти в Дзене
In Cars We Trust!

Модернизированная «Эмка» — ГАЗ-11-73 с шестицилиндровым американским мотором

Некоторое время назад я рассказывал вам про полноприводный ГАЗ-61-73, представляющий собой полноприводный вариант «Эмки».

Эта модель создана на базе ГАЗ-11-73 — модернизированном варианте ГАЗ-М1. О нём и поговорим подробнее сегодня.

Конкретно этот экземпляр в военных цветах я встретил на выставке Олдтаймер Галерея несколько лет назад.

Фото автора. Time Machine
Фото автора. Time Machine

Я хочу, чтобы вы поняли одну основополагающую вещь про советский автопром.

Индекс автомобиля зачастую совпадал с индексом используемого на нём двигателя.

Модель могла неоднократно модернизироваться, но название оставалось неизменным. Но лишь до тех пор, пока серьезной модернизации не подвергался двигатель.

Фото автора. Time Machine
Фото автора. Time Machine

Так получилось и с ГАЗ-М1, которому к 30-м годам прошлого века остро требовался новый двигатель взамен устаревающего.

Разрабатывать собственный силовой агрегат было непосильной задачей, поэтому за опытом вновь обратились к американцам. В итоге остановились на шестицилиндровом моторе Dodge D5, который в США производился с 1928 года.

В 1937-38 годах закупили всю документацию и перевели чертежи в метрическую систему. Производство мотора началось в 1940 году под обозначением ГАЗ-11.

Этот же самый ГАЗ-11-73 во время фотосъемок для журнала "Автолегенды"
Этот же самый ГАЗ-11-73 во время фотосъемок для журнала "Автолегенды"

Двигатель имел рабочий объём 3,5 литра (точнее, 3485 см³) и выдавал довольно приличные для тех лет 76 л.с., работая при этом на самых низкосортных видах топлива, доступные в то время в СССР.

Именно ГАЗ-11 впоследствии стал основой для создания моторов для ГАЗ-М20 "Победа" и ГАЗ-12 ЗИМ.

Как я уже объяснял выше, новый двигатель потребовал смены обозначения названия модели. Теперь она называлась ГАЗ-11-73, следуя системе «номер двигателя — номер кузова».

Архивная фотография ГАЗ-11-73
Архивная фотография ГАЗ-11-73

Визуально ГАЗ-11-73 можно легко отличить от ГАЗ-М1 по изменённому оформлению передней части: решетка стала полукруглой, а не плоской в форме рыцарского щита.

Были и другие изменения. Например, передние рессоры удлинили, установили стабилизатор поперечной устойчивости, добавили более совершенные гидравлические амортизаторы и повысили эффективность тормозной системы.

ГАЗ-11-73 производился всего несколько лет — до 1942 года. За это время успели сделать около 1170 экземпляров, но неизвестно, насколько они соответствовали оригинальной концепции автомобиля.

ГАЗ-11-73 с другого ракурса
ГАЗ-11-73 с другого ракурса

Автомобиль, представленный на выставке, был предоставлен музеем на Рогожском валу, который в настоящее время закрыт и переезжает в другое место.

Его состояние, на самом деле, довольно посредственное, а часть узлов и агрегатов неоригинальные.

Интересно, что мне удалось найти фотографию ГАЗ-11-73 с тем же самым индексом на передних дверях — Ш75-126.

Ну и что такого, да? Просто эта фотография была сделана в Мурманске во время одной из реконструкций военных действий. Далековато от Москвы, не правда ли?

Поэтому вопрос: как думаете, это тот же автомобиль или нет?

Автомобиль с тем же индексом на передней двери. Фотография сделана в Мурманске!
Автомобиль с тем же индексом на передней двери. Фотография сделана в Мурманске!