Доходы россиян растут не по дням, а по часам. Россияне отказываются от икры, но стали лучше одеваться. Борьба с ростом цен: новые повороты сюжета. Ночную торговлю хотят запретить. Россиянам надо больше меньше работать. Пусть пенсионеры доплачивают за выход на пенсию. Странные парадоксы отечественной экономики. Экономика на минувшей неделе: резюме Яна Арта.
Ян Арт, главный редактор Finversia.ru
1.
На днях не британские ученые выяснили, почему у проекта «1001 секунда об экономике» не столь велика аудитория, как хотелось бы. Причина в том, что программа уделяет слишком много внимания скудости доходов жителей России. А на деле ситуация выглядит совсем иначе: как выяснилось из свежих сводок Росстата, с начала 2021 года номинальные зарплаты в стране выросли на 18,7% – с 49,5 до 58,7 тысяч рублей.
Конечно, в этом месте некоторые соотечественники попытаются уточнить, в какой именно стране. Уточняем для ясности: в нашей. И, после перерыва на переваривание и краткую эмоциональную оценку этого сообщения, добавим – возможно, дело в очередном изменении отчетности по зарплатам, которое предприняло это ведомство. Если бы в программу Олимпийских игр наконец включили бы соревнования по статистической эквилибристике, то, полагаю, комплект медалей у российской сборной был бы более впечатляющим.
Одновременно эксперты и Центробанк отмечают рост закредитованности россиян, особенно в части нецелевых кредитах наличными. За первую половину этого года рост таких кредитов составил 42% к прошлому году. Как делает вывод агентство Росбалт, «получается, нецелевые кредиты люди берут на повседневные нужды, когда заработанных денег уже не хватает».
Еще в мае стало известно, что доля берущих займы в микрофинансовых организациях тоже достигла максимума за четыре года. Причина все та же – нехватка денег, причем не только на насущные нужды, но и на погашение ранее взятых банковских кредитов.
На этом фоне весьма забавно звучит рассказ о финансовых привычках россиян, опубликованный недавно агентством Прайм. Как выяснилось, объем операций по обмену валюты снизился на треть, потому что, мол, рынок стабилизировался и потому что стали меньше ездить по миру. Но, возможно, причина все же немного в другом. В том же, что является причиной отказа россиян от ипотеки. Опрос, опубликованный Федеральным агентством новостей, говорит об этих причинах просто: денег нет. Еще один опрос показал, что более половины россиян – 56% – недовольны уровнем своей зарплаты. Что совершенно необъяснимо в условиях продекларированного Росстатом роста зарплат почти на 19% всего лишь за последние 6-7 месяцев.
Так что можно сделать только один вывод: россияне необычайно капризны.
И этот научно-статистический факт подтверждается еще одной новостью: в России на 20% упали продажи красной икры. Ну точно соотечественники капризничают.
2.
«Ведомости» настолько озаботились проблемой снижения спроса на красную икру, что опубликовали ряд выкладок по этому поводу. Как выяснилось, российские семьи в среднем покупают икру 1 раз в 5 месяцев объемом по 236 граммов. А доля жителей крупных городов, потребляющих красную икру, составляет 18,5%. Выкладок по черной икре почему-то нет, отчего у читателя возникает резонный вопрос: совсем зажрались, что ли?
Так или иначе, но только в конце публикации «Ведомостей» короткое, но вполне заменяющее все выкладки предложение: «россияне стали реже потреблять красную икру из-за выросших цен».
Тема цен, кстати, как-то постепенно сошла из топов российских новостей, ограничиваясь отдельными боевыми сводками. Россиян предупредили, что осенью еще на 20% подорожают квартиры, а также автомобили, смартфоны, планшеты и другие электронные приблуды. Однако и тут начал проклевываться позитив: как выяснилось, «пандемия привела к добровольному увеличению трат населения России на одежду». В этом заголовке радует глаз слово «добровольно». Из публикации выясняется, что расходы российских семей на одежду и обувь выросли в 2,5-3 раза, но вовсе не из-за роста цен – просто пандемия (sic!) «заставила жителей России лучше одеваться».
Далее в публикации идет целая вереница выкладок, демонстрирующих, что россияне вдруг на «дистанционке» особенно озаботились внешним видом, впали в одежную «лихорадку»; и выясняется (цитирую), что «дороже всего текстильно-обувная лихорадка обошлась беднейшему децилю: там доля расходов на одежду и обувь выросла с 5,8% до 15,9%» (конец цитаты).
«Сам ты дециль!» – могут в этом месте возразить россияне автору этого необычного вывода, но обижаться не стоит: «дециль» – это одна десятая часть населения по какому-либо признаку, в данном случае – по доходам. На всякий случай поясним, что еще есть квантиль и процентиль.
Так что поверьте ученым мужам на слово: самый беднейший дециль втрое увеличил процентиль на рубашкиль, брюкиль и трусель не потому, что цены выросли, а исключительно красоты для.
А где он взял этот процентиль – тоже очевидно: сэкономил на красной и черной икре.
3.
Несмотря на резкий рост галантерейных устремлений дециля, чиновники продолжают неравную борьбу с ростом цен, о которой мы много рассказывали в предыдущих выпусках «1001 секунды об экономике».
Напомним краткое содержание предыдущих серий: рост цен объяснялся: а) успехами нашего сельского хозяйства, б) изменением цен во всем мире, в) сбоем морских перевозок между США и Китаем, г) жадностью производителей, д) климатическими причинами.
Теперь разрабатывается новая версия: в правительстве поручили заняться перевозками: не в перевозках ли кроется злокозненная причина ценовой гонки.
И эта обстоятельная война правительства с ценами – с неожиданными атаками, осадами и отступлением на заранее подготовленные позиции – внушала бы такое же сочувствие как перипетии приключений Тома и Джерри, если бы не несколько маленьких «но».
Первое «но»: на днях на страницах официального агентства РИА вдруг «онколог перечислила напитки, повышающие риск рака кишечника вдвое». И по странной случайности это разоблачение зловредной натуры всяких соков и газировок совпало с обсуждением в правительстве: а не ввести ли акцизы на сладкие напитки? Так что если акцизы на эти вредоносные жидкости введут и цены поднимутся – это все исключительно за ради нашего с вами здоровья.
4.
Второе «но». Одновременно с начавшейся борьбой с ростом стоимости автоперевозок, решен вопрос о том, чтобы государственного монополиста железнодорожных перевозок – РЖД – перестать ограничивать тарифами. И ведомство, в чьи обязанности входит ограничивать цены монополистов, с этим согласилось. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала отмену регулирования тарифов на перевозку пассажиров. Напомним, что ранее был решен вопрос о предоставлении РЖД права повысить стоимость грузовых перевозок.
Означает ли это, что ФАС вообще заткнули рот и эта служба перестает влиять на монополистов? Конечно, нет! И, отступившись от укрупняющихся торговых сетей и железных дорог, ФАС смело и бескомпромиссно наносит удар по другому монополисту – сервис Booking.com оштрафован на 1,3 млрд руб. за злоупотребление доминирующим положением. Так что можно с удовлетворением констатировать: ФАС на страже монополизации рынков, особенно – когда речь идет об иностранных компаниях. А своих приходится понять и простить. И, наверное, это логично: как-то глупо всерьез бороться с монополизацией рынка в стране, где один банк контролирует более 50% всех финансовых услуг.
Впрочем, будем объективны: с преференциями монополистов в России все же борются. В частности, на днях стало известно, что крупным торговым сетям хотят запретить работать по ночам и в выходные. С таким предложением выступил сенатор Андрей Кутепов.
По его мнению, запрет на ночную торговлю должен «помочь сбалансировать конкуренцию между представителями малого и среднего предпринимательства и крупным бизнесом», «открыть более широкие возможности для организации ярмарок и нестационарных торговых точек».
Обеспечить возможность конкуренции поставщикам продуктов – цель, несомненно, благая и впрямую сказывающаяся на цене товаров. Но вот каким образом эту конкуренцию обеспечит запрет на ночную торговлю – это, как говорил Михаил Задорнов, «уму не растяжимо». Эти ярмарки и «нестационарные торговые точки» начнут работать под покровом тьмы?
5.
Кстати, вопрос о том, кому и сколько работать, – вновь оказался в центре внимания.
Озвученную Дмитрием Медведевым в 2019 году идею 4-дневной рабочей недели, казалось бы, благополучно почившую в Бозе, вновь подобрали, отряхнули от пыли и принялись обсуждать. Правда – в модернизированном виде.
Депутат Госдумы Светлана Бессараб внесла предложение сократить рабочую неделю до 36 часов. Это, по ее мнению, «позволит повысить производительность труда и качество жизни граждан».
Судя по всему, все прочие идеи – повысить разрешенную скорость на дорогах, ликвидировать Пенсионный фонд, ввести базовый безусловный доход и проч. и проч. – накануне выборов расхватали депутаты других партий, и г-же Бессараб осталась только эта идея. И она вызвала неоднозначную реакцию других чиновников и парламентариев. Например, депутат от КПРФ Николай Арефьев, напротив, призвал работать не меньше, а больше: «Российская экономика может восстановиться, если жители страны начнут больше трудиться. Нам не о четырехдневной рабочей неделе надо думать, а о продленке. О том, чтобы и в субботу, и в воскресенье работать».
А глава Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев заявил, что не против сокращения рабочей недели, однако призвал учесть тенденции в оплате труда и отношение к работе у россиян.
«Я считаю, что у нас слишком много разговоров о сокращении рабочей недели и о праздниках, – отметил г-н Фадеев. – У нас труд стал восприниматься как обуза и как ярмо. Но вообще-то труд – это едва ли не главное в жизни человека».
И по-человечески с ним трудно не согласиться. Как отметил Фадеев, думать надо не о сокращении труда, а об уровне его оплаты: «больше половины людей в России получают меньше 27-28 тыс. руб. зарплаты на руки, а многим перечисляют за работу 15-20 тыс. рублей в месяц».
От себя добавим: г-н Фадеев либо явно не читал последних сводок Росстата о средней зарплате в 58 тысяч рублей, либо все же действительно серьезно относится к своим собственным обязанностям – защищать интересы гражданского общества и права человека.
В свою очередь, глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков заметил, что переход на четырехдневку возможен, но при сохранении работникам прежней зарплаты, «однако эту инициативу вряд ли реализуют в стране в ближайшее время».
Так что рискнем предположить, что разговоры о сокращении рабочей недели канут в Лету по завершению выборов.
6.
К сожалению, есть риск, что туда же канут и разговоры о проблемах пенсионеров, которые так активизировались этим летом.
Депутат Госдумы Анатолий Аксаков вновь говорит о необходимости резкого повышения пенсий – пусть даже за счет бюджета. По его мнению, этого не стоит бояться, поскольку именно пенсионеры являются главными потребителями российской продукции и деньги, выплаченные им, вернутся в экономику и в бюджет в виде налогов. Но с учетом озвученной ранее идее Алексея Кудрина о том, что Россия должна ориентироваться на внешний рынок, а не на внутренний, – кого интересует, что там потребляют российские пенсионеры? Тем паче, что их число сокращается. Так что бодрое сообщение о том, что бюджет Пенсионного фонда России в первой половине года исполнен с профицитом почти 20 млрд. рублей, выглядит далеко неоднозначным.
Между тем разговоры о том, как реорганизовать пенсионную систему, продолжаются, но о деталях мы расскажем отдельно. Пока же следует признать, что в условном конкурсе самых оригинальных идей лидирует бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Во-первых, он предложил не сокращать фонды, а увеличить их число и создать – помимо Пенсионного фонда – Фонд старших поколений. А во-вторых, и в главных, г-н Титов предложил разрешить россиянам выходить на пенсию в 55 лет, но – «докупать стаж». Хочешь выйти на пенсию раньше – изволь доплатить в Пенсионный фонд.
Идея яркая и хороша уже тем, что еще никто не додумался до такого: реформировать пенсионную систему так, чтобы пенсионеры еще и доплачивали за выход на пенсию. Главное, чтобы эта же мысль не овладела умами российских работодателей. Тем паче, что шуток на тему «а не брать ли с работников деньги за работу» в нашем отечестве предостаточно.
7.
Впрочем, парадоксов в сегодняшних экономических новостях изрядно и помимо идеи брать с пенсионеров плату за выход на пенсию.
В середине лета появилось сообщение, что Центробанк предлагает обязать финансовые организации отвечать на претензии россиян. А ровно месяц спустя появилась информация о подготовке законопроекта снять с банков ответственность за блокировку счетов клиентов, В эти же дни Ассоциация банков России заявила, что считает, что банки не обязаны открывать информацию о счетах умерших клиентов.
Иными словами, банки обяжут отвечать клиентам, но разрешать блокировать их счета и не сообщать информацию о «мертвых счетах». Если где-то здесь есть логика, то она явно спряталась также надежно как юная монашка во время хэлоуина.
Немного непонятно и с многочисленными сообщениями на тему того, как правительство помогает отечественной экономике воспарить туда, куда ей положено воспарять согласно указам президента и чаяниям всего прогрессивного человечества.
Из последних сообщений явствует, что выделило 50 миллиардов рублей на поддержку регионов. На поддержку малого и среднего бизнеса выделено 500 миллионов рублей. И наконец на поддержку системообразующих предприятий страны выделено 2 миллиарда рублей.
Регионов, получающих поддержку, 55 – значит, по 910 миллионов рублей на регион. Малых и средних предприятий в стране около 280 тысяч – значит, в среднем почти по 2 тысячи рублей на предприятие. Системообразующих предприятий в стране около 250 – значит, в среднем по 8 миллионов рублей на одно такое предприятие.
В задачке спрашивается: а это нормальная поддержка для страны, в столице которой только на разгон облаков 9 мая тратится более 400 миллионов рублей?
Впрочем, вопрос риторический: в конце концов, разгоном облаков тоже занимается предприятие и для кого-то оно весьма и весьма «системообразующее»…
В любом случае, ясно, что правительство нельзя обвинять в «аттракционах неслыханной щедрости» – скорее, наоборот, оно – эталон скромности и умеренности. Особенно по части помощи отечественной экономике.
Но, в конце концов, как было сказано советским классиком, это же экономика должна быть экономной, а не заказы городских властей. А вот по какой дороге пойдет такая экономика – это уже другой вопрос.
Канал проекта «1001 секунда об экономике»: https://www.youtube.com/channel/UCX22wG_YKJ5KWw23VV4iaEw