Захват Афганистана талибами, несомненно, поставил под угрозу жизнь женщин и по-новому поставил под угрозу их права человека. Но, сочувствуя им, нужно понимать, что жизнь афганских женщин была сложной задолго до захвата власти ревнителями средневековой дикости.
Угроза насилия уже давно стала суровой реальностью для многих афганских женщин: исследование, проведенное программой USAID в области демографии и здравоохранения в 2015 году, показало, что 90% женщин в некоторых районах страны подвергались насилию со стороны своих мужей. Женщины, которым удается оставить своих жестоких супругов и семьи, часто подвергаются дальнейшему насилию со стороны тех, кого так и хочется считать заслуживающими доверия, - полиции, врачей и государственных чиновников.
Хотя приюты для женщин существовали до прихода к власти талибов (в основном, правда, в Кабуле), многие в афганском обществе по-прежнему считали эти приюты постыдными и аморальными. Для пережившей насилие, живущей в безопасном доме, выходить из него по любой причине опасно; требуется телохранитель, даже чтобы пойти к врачу.
Доцент кафедры глобального здравоохранения университетского колледжа Лондона Женевьева Маннелл провела последние пять лет в Афганистане, документируя опыт женщин, подвергшихся домашнему насилию. Она с коллегами поговорила с более чем 200 женщинами и мужчинами о насилии в отношении женщин и психическом здоровье по всей стране. Это было одно из самых сложных мест, где она когда-либо работала, как в политическом, так и в этическом плане, признается она. В большинстве других стран женщины, пережившие насилие, находятся под защитой государственных учреждений, но, по моему опыту, в Афганистане такого никогда не было. Британским учёным приходилось много раз останавливать их исследования, потому что ситуация становилась слишком опасной для переживших насилие, и они боялись подвергнуть женщин, которым пытались помочь, еще большему риску.
Читать и анализировать рассказы женщин о насилии в Афганистане - одно из самых сложных дел, которые Женевьеве, по её словам, когда-либо приходилось делать. Это не похоже на истории о насилии где-либо ещё в мире. Они жестоки, и почти всегда виноваты в них оказываются женщины. У большинства из них нет другого выбора, кроме как оставаться со своими мужьями, и их избивают или оскорбляют, если они просят о помощи. Другие женщины, в том числе свекрови, также часто участвуют в увековечении насилия.
Женщины часто были благодарны за возможность рассказать британской исследовательской группе свои истории. Они говорят, что никогда раньше их так не слушали. Многие расценивают эти беседы как катарсис, словно их история «высвободилась из их тела» благодаря рассказу о ней. Истории эти потрясают, и если их рассказать правильному человеку, они могут помочь людям исцелиться.
Женщины, с которыми беседовали британцы, болезненно осознают неравенство, существующее между ними и мужчинами в их жизни. Они используют дари-эквивалент таких слов, как «патриархат» и «гендерное неравенство», говоря об историях, которые они слышат в новостях. Например, убийство Факунды Маликзада толпой в Кабуле в 2015 году - событие, которое глубоко потрясло афганских женщин. Маликзада была мусульманкой, женщиной, ошибочно обвиненной в сожжении Корана разгневанным владельцем магазина. Её смерть вызвала массовые протесты борцов за права женщин. Женщины говорят об этой истории так, будто Факунда был их другом. Они видят в её истории себя.
Мужчины, с которыми мы говорили, также хорошо осведомлены о неравенстве между мужчинами и женщинами. Но они сплошь и рядом убеждены, что женщины нуждаются в защите и руководстве со стороны мужчин. «Обучение женщин» с помощью насилия расцентвается некоторыми мужчинами как средство обеспечения безопасности женщин или обеспечения того, чтобы они не бесчестили себя (или свои семьи). Однако не все мужчины согласны с этими аргументами, а некоторые выступают против использования насилия в отношении женщин по любой причине. Как и во всех странах, идеи о гендерном неравенстве являются предметом обсуждения, аргументы сыплются с обеих сторон.
Жизнь в условиях насилия и неравенства
Четыре десятилетия вооруженного конфликта усугубили неравенство, с которым женщины ежедневно живут в Афганистане. Во время американской оккупации Amnesty International и Human Rights Watch задокументировали роль международных субъектов в поддержке моджахедов, фундаменталистских полевых командиров, которые сами были военными преступниками и виновниками сексуального насилия. При мартанеточном правительстве Афганистана в 2001-2021 годах эти же полевые командиры стали министрами, губернаторами и членами парламента.
Война еще более подчеркивает гендерное неравенство. Многие женщины говорят о талибах и о том, как отцы и братья были убиты или эксплуатировались в результате конфликта. Это часто было переломным моментом в их жизни - без тех мужчин, которые их защищали, эти женщины часто выходили замуж за жестоких или не считающих их за людей мужчин, потому что не было никого, у кого было бы достаточно власти, чтобы заботиться об их интересах.
Мужчины, с которыми говорили Женевьева и ее коллеги, подробно говорили о том, как война повлияла на психическое здоровье всех жителей Афганистана и как, по их мнению, это привело к росту насилия в семье. Один мужчина даже удивлённо спросил нас, почему мы спрашиваем о женщинах, тогда как особенно сильно пострадали от войны мужчины.
Голоса смолкли
При талибах истории афганских женщин будут утеряны - намеренно скрыты, чтобы защитить их от тех, кто может причинить им вред. Это уже происходит. Британская исследовательская группа изо всех сил пытается стереть все следы людей, с которыми они работали. Веб-сайты удаляются, отчеты уничтожаются.
Между тем правительство Великобритании публично заявляет, что «подавляющее большинство» имеющих на это право людей было эвакуировано. Однако коллеги Женевьевы - талантливые, высокообразованные женщины-исследователи - всё еще остаются в Афганистане. Телефоны доверия в Великобритании не работают или не реагируют, и только 5000 человек получат предложение о переселении в Великобританию в течение следующего года.
По прошествии времени, убеждена Женевьева, мы не должны отворачиваться от историй этих женщин как до, так и после прихода к власти "Талибана". Вторжение США в Афганистан имело серьёзные последствия для жизни женщин, многие из которых были негативными. Конфликты и бедность способствовали возникновению браков между несовершеннолетними и подпитывали торговлю наркотиками, которая ещё больше увековечивает насилие в семье. Катастрофа, вызванная стремительным выводом войск США, также может иметь последствия для женщин, поскольку остальной мир довольно равнодушно наблюдает за её развитием.
Афганистан является доказательством того, как быстро могут быть нарушены наши права человека и уничтожены наши жизни. Мы должны продолжать прислушиваться к тому, что говорят афганские женщины, несмотря ни на что, убеждена Женевьева Маннелл. И я с ней целиком и полностью согласен.