XIX век. Лондон. Всемирная выставка достижений науки, промышленности и искусства. Сотни тысяч людей приходят увидеть новейшие изобретения и невольно становятся зрителями строительной революции, ведь мероприятие проходит внутри Хрустального дворца (Crystal Palace). Это предок современных «прозрачных» небоскребов — первое здание в истории, полностью построенное из стеклянных листов и тонких деревянных рам. Красота строения была настолько простой и магнетической, что привычные барельефы, кронштейны и пилястры уже не могли с ней сравниться.
Прошло почти три столетия: прозрачная архитектура стала массовой, но сохранила оттенок привилегированности. Кратко рассказываем относительно молодую историю одного из самых хрупких и одновременно сложных изобретений.
Идея, осветившая мир
Первые панорамные окна появились в эпоху Ренессанса во Франции. Тогда они имели мало общего с современными и напоминали скрытые двери: это были узкие конструкции от пола до потолка с распашными створками, которые связывали здание с домашним садом. Создавать большие стеклянные полотна тогда не умели, а потому створки состояли из множества маленьких окошек − фактически это был предшественник витражного остекления.
Панорамные окна были изобретением-спасателем. Без электричества, которое появилось только во второй половине XIX века, света катастрофически не хватало, а свечи и лампы были дорогими и малоэффективными. Большие окна пропускали солнечные лучи и охватывали все пространство, освещая дальние комнаты и длинные коридоры.
Новый символ свободы
Французское «изобретение» быстро распространилось по миру. Но самый яркий «бум» прозрачной архитектуры произошел в начале XX века — после развития каркасного строительства. Прочный остов из железобетона и стали держал основной вес здания, и внешние стены перестали быть несущими: теперь их можно накрывать фрагментированным стеклом.
Первым объектом, построенным по такому принципу, стала фабрика «Фагус», спроектированная Вальтером Гропиусом. Новый стиль, позже получивший название баухауз, быстро подхватили проектировщики промышленной архитектуры — направление стало «заводской классикой».
Это был период конструктивизма. Расширенные и панорамные окна уже не нужны для освещения, зато они добавляют строениям геометризм и разбавляют строгую монументальность. А вскоре и вовсе стали идеологическим символом всеобъемлющей свободы от рамок.
Благодаря техническому прогрессу появились гигантские 2-3-метровые листы прозрачного и прочного материала. Это подстегнуло смелые задумки архитекторов: появились высотки из стекла.
В контакте с воздухом
Во второй половине XX века мир стал значительно светлее: панорамные окна заполонили отели, рестораны, жилые дома, бизнес- и фитнес-центры. Благодаря крупноформатному остеклению даже гигантские дома из бетона становились визуально легкими и изящными.
Причудливые формы зданий создавались и за счет витражного остекления: «ломаные» фасады с округлыми и острыми краями было бы невозможно создать с помощью одного полотна.
У витражей есть преимущество перед панорамным остеклением: некоторые фрагменты открываются, чтобы проветрить помещение, а значит даже неполадки с вентиляцией никак не ухудшат самочувствие посетителей и жильцов.
Панорамные виды из жилых домов Петербурга
Здания офисов, библиотек и музеев — пространство архитектурных экспериментов с изощренным декором и необычными формами. В жилой недвижимости такое дерзкое разнообразие практически не встречается.
Многоквартирные здания возводят по правилам классического строительства с прямыми ровными фасадами и плоской крышей, поэтому панорамные или витражные окна устанавливают для лучшей инсоляции, чтобы в помещение попадало больше солнечного света. Конструкции панорамных окон совершенствуются: они прекрасно сохраняют тепло в помещениях, защищают от ультрафиолета, «поглощают» звуки, самоочищаются и гарантируют безопасность.
В Петербурге одним из примеров современного жилого дома с функциональным витражным остеклением считается ЦДС «Волковский». Проект малоэтажного комплекса ловко соединяет открытость миру и персонифицированное пространство: широкие окна до 2 метров и эркеры пропускают солнечный свет в квартиры и подчеркивают плюсы планировочных решений.
Витражные окна различаются по форме и количеству створок. Эркеры прямоугольной и треугольной формы подчеркивают строгость линий, запоминающуюся архитектуру дома. Сочетание увеличенных окон с горизонтальной и вертикальной кладкой кирпича и чередованием натуральных оттенков создает узнаваемый образ здания.
На первых этажах в ЦДС «Волковский» расположатся коммерческие помещения: кафе, булочные, салоны красоты, фитнес-центры и пункты выдачи заказов с панорамными витринами. Окна от пола до потолка подчеркивают архитектурный стиль и создают атмосферу открытости и дружелюбности.
ЦДС «Волковский» украсит район одноименной станции метро — «Волковская» — в ближайшее время. Сдача комплекса запланирована на III кв. 2021 года. В проекте еще остались студии и квартиры от 1- до 4-х комнат классические и евроформата. Некоторые варианты имеют гардеробные и функциональные ниши для хранения. Узнавайте подробности проекта и акции на сайте Группы ЦДС или по скроллу.
Проектная декларация на сайте https://наш.дом.рф
Застройщик OOO «ЦДС-Волковский»
Строительный адрес: Санкт-Петербург, Волковский проспект, 6, литера Ж