Чтобы ответить на этот сложный и трудный вопрос, я хотел бы сначала рассказать вам следующую историю. Трое студентов богословской школы в Салониках посетили гору Афон в поисках определенного монаха. Приветствуя их, монах спросил: «Вы кто?» Они ответили: «Мы богословы». Удивленный, он снова спросил их: «Я знаю, что в Церкви есть три богослова. Теперь у нас их шесть?»
Итак, имея в виду эту историю, давайте зададимся вопросом, кто такой богослов? Какова его роль сегодня? И зачем они нужны Церкви? Первоначальное значение слова «богословие», что равнозначно слову «теология» (Θεολογία), объясняется как беседа о Боге. Но этот дискурс бывает двух видов. Первый – внешний, то есть все, что выражается словами. Второй – это внутренний, то есть внутреннее переживание. Следовательно, богословие приводит нас к познанию божественных вещей двумя способами. Во-первых, путем накопления знаний, а во-вторых, что является целью первого, путем познания божественной силы и благодати. И тогда это знание божественной истины становится совершенным.
Слово «богословие» использовалось и до христианства. Для Платона оно означало всю науку, которая дает ясное представление о Боге в Его великом городе. После Платона оно широко использовалось в философии, а некоторых поэтов, таких как Гомер, называли теологами, потому что они сочиняли стихи о Боге. До периода великих апологетов христианства церковь оставалась очень сдержанной и осторожной в использовании этого и другого слова – «философия». Иустином Мучеником и Афинагором это слово использовалось только для обозначения его уникального значения в христианском словаре. Впоследствии, у александрийцев, использование обоих слов стало популярным в контексте христианства.
Таким образом, слово «богословие» не ограничивается определенной научной методологией божественного знания, даже если оно иногда использовалось для этого. Богословие гораздо шире. Его можно определить как средство приближения и единения с Богом. Вот почему многие отцы христианской литературы определяли богословие как духовный опыт. Святой Григорий Нисский сказал: «Богослов – это человек молитвы».
Евагрий Понтийский определяет христианство как «учение и веру в Господа нашего Иисуса Христа, разделенное на три части. Во-первых, практическая часть; во-вторых, естественная; и в-третьих, богословский путь». Под практической он подразумевает аскетическую практику, очищающую душу. Под естественной – научный метод, очищающим разум. Под богословским – истинное знание и понимание природы вещей. Другими словами, практическая часть касается нравственной жизни. Естественная касается научных, религиозных и методологических знаний. Богословская часть касается внутреннего духовного опыта.
Уникальность и чудо богословской науки заключается в том, что это единственная экспериментальная наука, имеющая отношение к нетварному существу и несотворенной благодати. Эта наука позволяет испытать то, что невозможно испытать творению, помимо человека.
Следовательно, тайна богословского опыта и истинного богословского знания основана на тайне божественной благодати. Ибо богословие возникло в результате общения между мной (человеком) и Им (Богом).
Один из тропарей праведных святых ясно говорит о божественном знании и божественном созерцании. Например: «…через посты, бдения и молитвы вы получили дары небесные».
Это практический, аскетический путь, который ведет нас к получению благодати, которая заставляет человека видеть и воспринимать Бога и созерцать Его, когда мы поем в этом другом тропаре: «Своей работой вы нашли способ созерцать Бога...»
Пост – это не только внешнее воздержание и отрешенность. Скорее, упорный труд очищает тело, делая его сосудом духа. А бдения направляют нас на созерцание божественных слов и на концентрацию разума (nous) в божественном мире. Наконец, молитвы направлены на то, чтобы побудить сердце на тоску по Богу. Если это и есть настоящее богословие, то какими должны быть мы, «богословы»? Если мы говорим, что наука теология – это просто упражнение по объединению нас с Богом, а ее разделы – это различные способы сделать это, то теолог – это тот, кто соединен с Богом, или, скорее, тот, кто обучен этой науке.
Единение с Богом – это момент, указывающий на обожение, которое является целью человеческого творения. Обожение – это естественный результат и плод сотворения человека по Его образу и подобию. Процесс обожения – это деятельность человека, всегда стремящегося реализовать в себе этот образ. После падения и отказа человека обратиться к Богу, Сам Бог обратился к человеку. Так что вместо обожения Адама пришло Воплощение Христа. Христос-Богочеловек для нас не только пример, но и начало начал. Его жизнь, воскресение и вознесение не являются Его личными делами, но они возвещают новый мир и творение. Христос-Богочеловек провозглашает Церковь «гаванью» мира, или началом нового мира.
Так кто же во всем этом богослов? Это священник, который превращает окружающий мир в церковь. Другими словами, он художник искусства христианизации мира. Богослов – искусный человек, способный формировать христиан.
Богословы – это люди, которые хотят показать, что Воплощение Христа, Сына Божьего, имеет ценность и значимость. Это означает, что они формируют последователей Бога в мире, который иногда помнит, а иногда забывает о Нем. Настоящий богослов не является учителем религии, даже если он преподает ее. Образ идеального богослова – Дева Мария, а после нее святые. Например, св. Иоанн Дамаскин был лирой, на которой Дух Святой играл Свои божественные мелодии. Эти мелодии воплощают в человеке Слово Божье, побуждая его жить христианской жизнью в нашем мире.
Как настоящие богословы, мы должны выполнять эту благородную миссию в мире, который деформирует человека, отворачивая его от Бога, а не христианизируя его. Мы берем на себя ответственность за формирование будущего. И, несмотря на эту большую ответственность, мы помним слова Пастыря Доброго: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12: 32). Для этой миссии завтра мы вынесем Святую Чашу, как неопалимую купину, которая не сгорает. Для этого мы будем много раз молиться в алтаре в присутствии Божественного света и Его славы, не имея достойной одежды, но, скорее, покрытые одеждой смирения, надеясь, что Его благодать окружает нас и Его слава одевает нас.
Мы – друзья ангелов, гармонирующие с небесным воинством. Проще говоря, мы – первопроходцы храма, читатели Книги, любители красивых мелодий, искатели истинного знания и внимательные слушатели Божественного Слова.
Столкнувшись с этой истиной, халатность со стороны богословов будет считаться большим преступлением по отношению к этому призыву, нашему призыву к общению с Богом и к евангелизации. Безразличие – это большое легкомыслие. Сомнения – это большая потеря. Любовь к низменным вещам этого мира – прелюбодеяние, а нечувствительность к этой ответственности – тихое саморазрушение. Помня о нашей ответственности, нам необходимо совершать духовную битву бдениями, постами и молитвами, упорным трудом и стремлением к Богу. Это способ привлечь божественную благодать и божественную манну, которая обожествляет и преображает нас. В конце концов, работа богослова – это «преображение», то есть Преображение (Богочеловека) в каждом человеке, чтобы сделать каждого обоженным благодатью.
Итак, давайте каждую минуту будем искать средства и благодать, которая будет работать с нами. Давайте постучим, и тот, кто стоит у двери, откроет. Богослов – еще один Креститель и предшественник Христа, сияющий светильник и утренняя звезда для каждой человеческой души. По сути, богослов – это зеркало, отражающее Божественный свет. Если он не получил свет, он не может передать его. Он тот, кто черпает из строчек и слов и выжимает из страниц и книг воду, из которой пил добрый самарянин, чтобы реки живой воды хлынули от него к его братьям и сестрам.
Богослов – сын храма и служения. В своем служении он вступает в «Святая святых», где пребывает Бог. Он не хочет избегать этой жизни, но он желает раскрыть время Царства в земном времени. Это время, когда Господь будет действовать в нас и через нас. Это время борьбы. Это благословенное время. Благословен Грядущий во имя Господне.